Чалматы и Урматы Волжской Булгарии

Асхат Галиевич Нуруллин; Абдухамид Парсилиевич Парсилаев; июль 2018 г.

acxat58@yandex.ru

Идел Болгаранын Чалматлар һәм Урматлар

Әсхәт Гәли улы Нуруллин; Абдухамид Парсили улы Парсилаев; 2018 г. июль ае.

Calmats and Urmats in Volga Bulgaria

Askhat Galievich Nurullin; Abdukhamid Parsiliyevich Parsilayev; July 2018

Посвящается Махмуту Валиевичу Урматову (20.09.1926 – 02.12.1993) ([8], [12]),

Основателю Тябердино-Челнинского Исторического музея, Политехнического музея, краеведу, исследователю городища Чаллы

Аннотация

При встречах организованных групп людей возникают важные вопросы по идентификации: «Вы чьи?», «Ты чей?». Естественно, ответ будет связан или с родом-племенем общества или с территорией оседлости, или родом занятий, или прочими непривычно характерными отличительными признаками по общественным отношениям, владению технологическими достижениями, одежде, быту и прочее. С учётом ментальных, языковых и других барьеров идентификационные маркеры могут искажаться, иногда до неузнаваемости. Для понимания влияния объективных факторов природы на территорию освоения в данной работе вводится понятие «поле». Опираясь на вышесказанное, в данном исследовании рассматриваются другие, альтернативные гипотезы происхождения народности Челматы (а точнее – Чалматы) в составе Волжской Булгарии. Также выдвигается гипотеза о существовании народности Урматы. Выдвинутые гипотезы опираются на сведения из ранее проведённых исследований широкой группы специалистов, народных легенд и сказаний.

Аннотация

Шул очрашуларда оештырылган төркем кешеләр килеп чыга мөһим мәсьәләләр буенча идентификацияләү: «Сез кемнекеләр?», «Кем син?». Әлбәттә, җавап булачак бәйле яки тумышы белән җәмгыятенең,белән яки утрак яки тумышы белән шөгыльләнү яки башка характерлы үзенчәлеге билгеләре буенча иҗтимагый мөнәсәбәтләр, казанышлары, киемдә, көнкүрештә һәм башкалар. Тел һәм башка киртәләрне исәпкә алып идентификационлы маркерлары ала үзгәреш, кайчагында танымаслык булып кала. Объектив факторлар табигать территориясенә үзләштерүне аңлау өчен бу эштә кертелә төшенчәсе «ялан». Элегрәк әйткәнгә таянып бу исследованияда карала башка, альтернатив гипотезасын Чалматлар Идел буе Болгар дәүләте составында килеп чыкканарына. Шулай ук Урматлар халкы булган турында да гипотезасын әйтеп куела. Яңа гипотеза таяна бу мәгълүматлар иң элек үткәрелгән тикшеренүләр киң төркем белгечләр, халык риваятләренә һәм әкиятләренә.

Abstract

At meetings of organized groups of people there are important questions on identification: ‘Where are you from?’ Naturally, the answer will be connected either with the family-tribe of society or with the territory of settlement or occupation or other unusual characteristic features of social relations, possession of technological achievements, clothing, life and so on. Taking into account the mental, linguistic and other barriers identification markers can be distorted, sometimes beyond recognition. In this paper we introduce a concept of ‘field’ to capture the influence of the objective natural factors on the territory of living. Based on this we discuss several alternative hypotheses of the origin of the Calmats nationality in the population of Volga Bulgaria. Also the hypothesis about existence of Urmats nationality is put forward. The hypotheses are based on data from previous studies of a wide group of scientists, folk legends and tales.

Ключевые слова: Волжская Булгария, Чаллынское городище (Древние Чаллы); Чалматы, Урматы, поле

Төп сүзенә: Идел Болгары; Чаллы шәһәрлеге (Борынгы Чаллы); Чалматлар, Урматлар, ялан

Keywords: Volga Bulgaria; Чаллынское городище (Древние Чаллы ) Tallinskoe Gorodische (Ancient Chally); Calmats, Urmats, field

1. Принцип перекрытия полей

При освоении территории людьми происходит самоорганизация сообщества в устойчивые образования различного характера (поле, ареал проживания). Полем назовём область пространства с заданным радиусом охвата, в пределах которого элементарная ячейка государственной машины обеспечивает надежный контроль, управление и непрерывное сопровождение жизнедеятельности в этой области, т.е. зоны видимости. В древнеисторическом плане такие области принято называть городищами. Важной характеристикой устойчивости такой области является самодостаточность. Сплошное поле образуется из зон видимости городищ и тем самым характеризирует признаки государственности.

Проведём анализ типов видимости при формировании сплошного поля применительно к древности. Очевидно, что радиус охвата характеризуется реальными возможностями жителей того периода. А именно, радиус охвата обеспечивается 5 вариантами в зависимости от средств обеспечения:

1.1. «Переход Пеший» ПП, для которого радиус охвата составляет расстояние дневного перемещения до 25 км и является основной характеристикой при:

1.1.1. материально-техническом обеспечении мест компактного проживания населения;

1.1.2. земледелии – дальность земельных угодий;

1.1.3. собирательстве – дальность природных ресурсов;

1.1.4. продвижении торговых обозов, караванов;

1.1.5. тыловом обеспечении военных походов;

1.2. «Переход Налегке» ПН, для которого радиус охвата составляет расстояние до 50км и является основной характеристикой при:

1.2.1. взаимодействии с соседними племенами по обмену опытом;

1.2.2. передвижении основных военных сил;

1.3. «Переход Ускоренный» ПУ, для которого радиус охвата составляет расстояние до 100км и является основной характеристикой при:

1.3.1. доставке вестей (вестовые; скороходы);

1.3.2. перемещении отрядов разведки;

1.4. «Передача Сигнала» ПС, для которого радиус охвата составляет расстояние 200км и является основной характеристикой при поэтапном:

1.4.1. перезвоне колоколов, труб;

1.4.2. в дневное время густым дымом сигнальных костров;

1.4.3. в ночное время ярким огнём сигнальных костров;

1.4.4. передаче «голубиной почтой»;

1.5. «Переход экспедиционный» ПЭ, для которого радиус охвата определяется специальной миссией и может доходить до нескольких тысяч км и характеризуется при:

1.5.1. выполнении посольских миссий (например: Багдад, Русь и другие дальние регионы);

1.5.2. осуществлении сухопутных торговых караванных потоков;

1.5.3. осуществлении речных торговых караванных потоков;

На формирование сплошного поля оказывает существенное влияние особенности рельефа земной поверхности государственного образования, определяющие направления движения, такие как сухопутные пути (тракты) и водные артерии, лесные массивы и погодные условия с учётом времён года.

2. Чалматы

На вопрос «Вы чьи?» жители обширной территории по правому берегу реки Кама (Итиль-Чулматъ-Камъ) перед впадением в Волгу (Итиль) отвечали «Мы Чалматы!» (см. Челмата по «КАРТА ЦАРСТВА БУЛГАРСКАГО», ([1]), Приложение №1).

Челма, скорее всего, Чалма, выступала как головной убор, характерный для жителей-чалматов, а для приезжих настолько непривычным характерным признаком, что этих жителей и прозвали ЧАЛМАТЫ. По функциональности чалма сродни тюрбану с некоторыми конструктивными отличиями, влияющими только на эргономико-эксплуатационные характеристики.

Полезно рассмотреть такую гипотезу под ракурсом общеизвестных исторических ценностей. Для сохранения, выживания народности, как минимум, требуется духовное единство, торгово-промышленное развитие, военно-политическое обустройство, дипломатические отношения.

2.1. Духовные истоки жителей этой территории по шкале времени целесообразно условно поделить на доисламский период и исламский период. Общеизвестно, что Ислам возник в начале VII века и активно распространялся в VII–VIII веках. Этот период характеризовался экстенсивным развитием исламской культуры. Наивысшего расцвета как в области духовности так и в области практических знаний исламская культура достигла в IX–XII веках вплоть до наступления монгольских завоевателей. За это время исламский мир преодолел и ошибочные направления развития духовности, и попытки искажения исламского учения, и многое другое.

Следует обратиться в Википедию, где явно выделяется следующее. В целом, этот период характеризуется как Золотой век ислама (Ислам и Наука) или Исламское возрождение, – исторический период примерно с середины VIII по середину XIII века, в начале которого Арабский халифат был крупнейшим государством своего времени. В рамках халифата сложилось общемусульманское культурное пространство, которое продолжало существовать и после его распада. Благодаря этому, исламские учёные, писатели и деятели искусства указанного периода внесли значительный вклад в развитие мировой науки и культуры. После распада Арабского халифата развитие исламской культуры ненадолго подхватывает персидское государство Саманидов, а впоследствии череда тюркских империй Газни, Караханидов, Тимуридов, Сельджуков, Хулагуидов. Говард Тернер пишет: «мусульманские художники и ученые, рабочие и князья вместе создали уникальную культуру, которая имеет прямое и косвенное влияние на каждом континенте».

При «Исламском Возрождении» развились математика, медицина, философия, физика, химия и другие науки. Исламская культура, простиравшаяся от южной Испании до Китая, вобрала в себя достижения учёных из самых разных национальностей и вероисповеданий. Она развивала знания египтян, греков и римлян, добившись прорывов, подготовивших почву и для эпохи Возрождения. В эпоху Золотого века мусульманские учёные, художники, инженеры, поэты, философы и купцы внесли вклад в науку, экономику, литературу, философию, морское дело, сельское хозяйство, как сохраняя традиции прошлого, так и используя собственные изобретения. В эпоху правления Омейядов, а затем и Аббасидов учёные пользовались огромной поддержкой со стороны правителей. Практическое значение медицины, военной техники, математики помогало развитию Арабского халифата.

Универсальным языком науки стал арабский язык. Учёные из разных стран от Кордовы до Багдада и Самарканда имели возможность общаться на одном языке. В IX веке правители Багдада проводили регулярные встречи (интеллектуальные маджлисы), во время которых богословы, философы и астрономы собирались, чтобы обсудить свои идеи. В исламском мире при мечетях открывались медресе, где обучали не только религиозным, но и светским наукам. Многие медресе со временем превратились в университеты. Мусульманские правители организовывали научные центры, где учёные могли накапливать, развивать и обмениваться знаниями. Наиболее известный из таких научных центров – «Дом Мудрости» («Бейт аль-Хикма»), основанный халифом аль-Мамуном в 20-х годах IX века. Кроме Багдада, центрами научной деятельности на средневековом Востоке в разные периоды его истории были: Каир, Дамаск, Бухара, Газна, Самарканд, Хорезм, Исфахан, Нишапур, Балх, Кордова и другие города. В 859 году принцесса Фатима аль-Фихри основала в Фесе (Марокко) первый современный университет. В университете, принимавшем как мужчин, так и женщин, было несколько факультетов и преподавалось множество дисциплин.

А как устанавливалась глубокая связь Поволжья с Исламом? В начале X века булгарский балтавар (титул царя для Волжских Булгар) Алмуш принял ислам ханафитского толка под именем Джафар ибн Абдаллах, о чём свидетельствуют серебряные монеты, отчеканенные в Булгарии. Монеты выпускались в Булгаре и Суваре на протяжении всего X века, последняя из них датируется 387 годом по мусульманскому календарю (997/998 гг.). В 922 году балтавар в поисках военной поддержки против хазар, правители которых исповедовали иудаизм, приглашает посольство из Багдада, официально объявляет ислам ханифитского толка в качестве государственной религии и принимает титул эмира ([1]). Данный факт является свидетельством географически широких дипломатических отношений, а также доказательством экспедиционных миссий ПЭ. Но при этом Волжская Булгария остается многорелигиозным государством. Вышеперечисленные даты следует принять за время установления Ислама и на территории чалматов. Так появилось представительство исламской культуры по правобережью Камы. А как отразилось такое представительство в веках?

Любопытно, что чалматы проявляли интерес и к Суффизму. В XVII веке в этих местах после длительного обучения на Востоке жил и работал выдающийся теолог, медик, философ и поэт Идрис Зульмухаммед, глубоко почитаемый в народе Хальфа-бабай (Хәлфә бабай, по другим источникам – его сына прозвали Хәлфә бабай). Он родился в 1650 году в теперешнем Алькеевском районе в деревне Новые Челны. На территории села Тябердино-Челны Идрис Зульмухаммед открыл медресе и преподавал азы Суфизма ([4], [11]). В настоящее время могила Хальфа-бабая и близлежащий родник является легендарным местом паломничества.

Наиболее глубокое философское обоснование суфизм получил в творчестве Ибн аль-Араби (Мухйиддин Абу Абдаллах Мухаммад Ибн Али ибн Мухаммад ибн Араби ал-Хатими ал-Таи) (1165-1240), знаменитого философа и выдающегося поэта. Его наследие оказало решающее влияние на последующее развитие суфизма во всех областях исламского мира. Последователи выдающегося философа называли его «Величайшим учителем».

Интерес к Суффизму проявил и Шигабутдин Марджани (Шигабутдин бин Багаутдин аль-Казани аль-Марджани, тат. Шиһабетдин Мәрҗани; 1818–1889) – татарский богослов, шейх суфийского братства Накшбанди, философ, историк, просветитель. Марджани также известен в качестве этнографа, археографа, востоковеда и педагога ([6]).

Имеется яркий пример применения «мягкой силы» и в области вероучений. Всем известно, что мусульманским женщинам позировать художникам из-за религиозных воззрений в те времена воспрещалось. Однако на картинах Карла Гуна они изображены в большом количестве. По одной из версий, нужные аргументы для того, чтобы они согласились позировать, нашла уроженка этих мест Латифа, которая прожила долгое время в Польше, выйдя замуж за татарина – отставного солдата, а затем вернулась домой с либеральными взглядами на положение женщин в обществе (копии картин Карла Гуна хранятся в местном музее села Кутлу-Букаш, ([4])).

В данной местности заметно выделяется династия просветителей «Фатхутдиновых-Хайдаровых-Урматовых-Закировых» с суммарной общей просветительскей деятельностю по времени более 1000 лет ([8]). Документально установлено, что начиная с XVIII века династию представляли известные просветители как Габдулла (Мулла в Кутлу-Букаш); Хузягариф Абдуллин – Хузягарипов Валимухаммат – Гайнетдин Габбасов – Мирхайдарзян – Мирхайдар (в разное время по преемственности Мулла в Биектау (Кучуково Челны)); Фатхутдин (Мулла в Читран Чистопольского района); Рамазан – Атнагол Рамазанов ( в разное время Мулла в Челныбаш); Ахматшах – Сафа Атнагулов (Мулла в Бирдебяково) и т.д.

Неоценимый вклад не только в просвещении, но и в краеведении внёс Махмут Валиевич Урматов ([12]). В 1970-х годах М.В.Урматов основал краеведческий музей в селе Тебярдино-Челны (Тәберде Чаллысы) и далее Политехнический музей в составе школы этого села.

Научно-инженерную школу потомков чалматов по праву представляет династия Нуруллиных ([8], [13]).

Многие известные люди с этих мест получили путёвку в жизнь, стали легендарными личностями ([4], [10])

В настоящее время выдающимся деятелем от этой территории является также и Рави́ль Гайнутди́н (тат. Равил Гайнетдин, Rawil Ğaynetdin, Рави́ль Исмаги́лович Гайнутди́нов, тат. Равил Исмәгыйл улы Гайнетдинев, Rawil İsməğil uğlı Ğaynetdinev; род. 25 августа 1959, дер. Шали, Пестречинский район Татарская АССР, РСФСР, СССР) – советский и российский религиозный и общественный деятель, шейх, председатель президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председатель Совета муфтиев России, один из инициаторов расширения исторической Московской соборной мечети. Этнический казанский татарин. Член Общественной палаты. Действительный член Всемирной ассамблеи по сближению исламских мазхабов ([7]).

2.2. Торгово-промышленные аспекты

Городище Чаллы занимало территорию более ста гектаров с характерным размером порядка нескольких км. Такие размеры обусловлены возможностью пережить за укреплёнными стенами населению вместе со своим хозяйством «лихие» времена. В городище имелись ремесленный посад, поселения землепашцев, скотоводов, охотников, рыболовов, пчеловодов. Позднее на берегах реки Челнинка (Шумбутка) и ее притоках были основаны еще тринадцать поселений, в названиях которых есть приставка Чаллы (Челны). Некоторые из них существуют и в настоящее время ([4]).

Широко известна развитость торговых отношений Волжской Булгарии в бассейнах рек Волга, Ока, Кама, Вятка, Белая, Урал и пр. Реки служили своеобразным надёжным «навигатором» тех времён. В зимнее время реки превращались в прекрасные «зимники» ([3]). При торговых связях перемещения товаров по времени составляли, соответственно по п.1.1 «Пеший Переход» ПП до 4-х дней и следует принимать как недельный цикл.

2.3. Военно-политические аспекты

Чалматы освоили территорию в северной части Булгарского государства на расстоянии от столицы Булгар (Булгаръ) порядка 100км, что соответствует по п.1.3 «Переходу Ускоренному» ПУ с вытекающими отсюда военно-политическими выгодами. Следует обратить внимание и на такое же расстояние до Билярска (Буляръ, столица Серебряной Булгарии), и до Старой Казани (Казанъ, будущей столицы Казанского ханства). В данном отношении чалматы занимали территориально крайне выгодную центровую позицию, что и обусловило «выживаемость» этой народности через века в истории. В 80-х годах XII века, когда войска князя Всеволода Большое Гнездо напали на тогдашнюю столицу Булгарского государства Биляр, активно оказывали своим соплеменникам вооруженную помощь. Как и несколько веков спустя жителям Казани, когда к ней подошли дружины Ивана Грозного ([4]).

Естественно, сама территория чалматов занимала земли с характерным размером 50км, что соответствует по п.1.2 «Переходу Налегке» ПН для обеспечения эффективной охраны подданных регулярными военными формированиями. Этого не могли позволить себе соседствующие племена Каджи, Куль, Тямти, Саба и др. (см. «КАРТА ЦАРСТВА БУЛГАРСКАГО», ([1]))( по другим источникам – сабокуляне и темтюзей, а также «…Саба Күл, Тәмте һәм Чаллы кешеләре – безнең болгар …» ([9])). Для содержания военных формирований на постоянной основе требуется укрепрайон с фортификационными сооружениями, складами оружия с боеприпасами и провизией и пр. Для этой цели и появляется в XI-XII веках городище Чаллы, Чаллынское (Тябердинское) городище ([3]).

Достоверно известно, что в XII и последующих веках это городище было северным форпостом Булгарского государства. Городище Чаллы имело мощные укрепления и занимало территорию более ста гектар. Укрепления городища развивались в течение многих веко вплоть до XV века ([4], [10]).

Очевидно, что регулярные военные формирования имели конные, пешие и обозные рода войск. В т.ч. яркий, характерный признак чалматов носить чалму доказывает высокий уровень вооружённости воинов-чалматов. Ведь кроме всего прочего одним из главных предназначений чалмы является простая и эффективная защита головы при боестолкновениях. Иными словами, чалма (тюрбан) выполняет функцию шлема, обладающего свойствами теплозащиты, амортизации при ударах, неразрубаемости от режуще-колючего оружия.

2.4. Дипломатические отношения чалматов строились на основе миролюбивости к соседним племенам, отношениями с дальними странами (например: Багдад, Русь, Великий Новгород), толерантности к различным вероучениям. Но грош цена такой дипломатии без силовой поддержки воинских формирований. Наличие миролюбивости и отсутствие агрессивности являются признаками стратегии «мягкой силы». Именно стратегия «мягкой силы» явились вековыми традициями чалматов. Подтверждением этой стратегии являются многочисленные исторические факты, что и позволило чалматам удержаться на историческом временном поле в широком диапазоне начиная с более раннего периода чем X век и по н.в. Взвешенная, продуманная политика позволила установить добрососедские отношения с фино-угорскими племенами, с агрессивными ордами Чингисхана и его потомками до десятых колен, армией Тимерлана (Аксакхан) и его потомками, ногайцами и пр. до времён Ивана Грозного.

3. Урматы

Соседями Чалматов были племена Каджи, Куль, Тямти, Саба (см. «КАРТА ЦАРСТВА БУЛГАРСКАГО», ([1]) Приложение №1). Вокруг территории Чалматов существовали и обширные лесные массивы. Заметно белым пятном выделяется территория возвышенности в секторе от северного до восточного направлений с отметками «218» и «219» от Чалматов до правого берега реки Вятка (Нукратъ) вплоть до территории Удмуртов и Вятичей (Сярмысъ) ([2], стр.28-29). Так какие же люди населяли данную территорию (в Приложении №1 очерчено линией красного цвета) ?

Люди обладают поразительной способностью приспосабливаться к различным природным условиям, в том числе и проживанию в лесах. К тому же лесные природные ресурсы обеспечивают широкий спектр товарной продукции для установления выгодных товарно-рыночных отношений с соседними общинами. А «лес» на местных языках звучит как «урман». Тогда логично, на вопрос «Вы чьи?» жители вместо неудобных, нескладных («корявых») слов урманты или урманаты отвечали «Мы УРМАТЫ!». Согласитесь, что это кратко, просто и ясно.

Полезно рассмотреть такую гипотезу с привязкой и к известным историческим сведениям. По преданиям одним из основателей современного села Кутлу-Букаш (Кутлу-Бугушъ) выступил Агачбурек ([4]). На местных языках Агачбурек означает «Деревянная шапка» (деревянный шлем в отличие от чалмы у чалматов) и это наводит на мысль о том, что Агачбурек выступил как учредитель от имени лесных племён Урматов.

Существует семейная легенда династии просветителей «Фатхутдиновых-Хайдаровых-Урматовых-Закировых»: основателем фамилии стал Урмэт. У него был сын Гали, и внук Гумар. Сын Гумара – Ислам. К сожалению, о них почти ничего не известно. По записям Махмута Валиевича Урматова, существует книга, которая называется «Мөшкәт», где имеются записи о родословной этой династии. Эту книгу пока не удалось найти.) ([8]). В рамках выдвинутой гипотезы следует утверждение о корнях этой династии начиная с X-х веков, что соответствует установлению корней рода до 60-80 колен предков.

В завершение, остается чувство дежавю применительно к описываемым событиям и выдвигаемым гипотезам. Ведь описываются наши предки, уважаемые нами сквозь века и тысячелетия. Они нам оставили громадное духовное наследие, опыт, достижения во многих направлениях нашей повседневной жизни.

Литература:

1. ru.wikipedia.org/wiki/Волжская_Булгария.

Раевский В. А. – Виктор Рагозин «Волга». Атлас, том 2 «От Оки до Камы». СПб., 1880

2. Атлас мира. М.: Производственное картосоставительское объединение «Картография» ГУГК СССР, 1990. 337 с.

3. Нуруллин А.Г. Заметки по истории села Бердибяково. вики.татаровед.рф/doku.php?id=бердибяково

4. История села Кутлу-Букаш. По источнику: газета «Республика Татарстан», Георгиев Павел, 09.11.2012 г., № 223(27380) nailtimler.com/rayony_pages/rybno_slobodsky_rayon/rybno_slobodsky_kutlu_bukash.html

5. Гариф Нурулла Гиматдинович. Чаллынский улус в Казанском ханстве». Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2006.

6. ru.wikipedia.org/wiki/Марджани,_Шигабутдин

7. ru.wikipedia.org/wiki/Гайнутдин,_Равиль_Исмагилович

8. Династия Фатхутдиновых-Хайдаровых-Урматовых-Закировых (Рыбно-Слободский район). Исследования провели Закировы Рафик Нигаматзянович и Ляйсан Махмутовна. 2007–2017 гг.

9. Гайсина Гульфия Габделзуфаровна, с. Кутлу-Букаш, Рыбно-Слободский район, РТ, учитель татарского языка и литературы. История рядом (Тарихи урыннарыбызны барлыйк!)

10. Борынгы Чаллы Һәм аның ханы халык иҗатында. bukashmuzei.kazan.ws/cgi-bin/guide.pl?action=article&id_razdel=18967&id_article=32241

11. Илфак ШИһАПОВ. Борынгы Чаллы каласы. Хәлфә бабай. shahrikazan.ru

12. tt.wikipedia.org/wiki/Мәхмүт_Урматов

13. tt.wikipedia.org/wiki/Ринат_Нуруллин

Приложение №1 karta_urmati.jpg