Серпухов и Поволжье: Связь сквозь века. Гепталогия

Асхат Галиевич Нуруллин; Абдухамид Парсилиевич Парсилаев; октябрь 2019 г.

acxat58@yandex.ru

Сериал. Часть 1

Серпухов һәм Идел буе: гасырлар аша элемтә. Гәпталогия

Әсхәт Нуруллин, Гәли улы; Абдухамид Парсилаев, Парсили улы; 2019 ел октябрь ае.

Сериал. 1 өлеш

Serpukhov and the Volga region: Communication through the ages. Heptalogy

Askhat Galiyevich Nurullin; Abdukhamid Parsiliyevich Parsilayev; october 2019

Series of articles. Part 1

Изучение истории выявляет столько тайных связей, что вызывает порой желание ещё глубже исследовать тот или иной аспект этих связей. В настоящей статье предпринята попытка вскрыть такие связи между Серпуховом и Поволжьем как в текущее время так и углубляясь в историю вплоть до времён основания Серпухова и ранее. Поводом послужило наблюдение за парадом на Балтийском море в день ВМФ России 30 июля 2018 года. В параде участвовали МРК «Зелёный дол» и МРК «Серпухов». Эти корабли являются четвёртым и пятым кораблями серии «Буян-М», построенными на Зеленодольском судостроительном заводе имени А.М. Горького. (см. фото №01, а также https://ru.wikipedia.org/wiki/Зелёный_Дол_(малый_ракетный_корабль) и https://ru.wikipedia.org/wiki/Серпухов_(малый_ракетный_корабль)). В данном случае связь вполне ясная: корабли построены в г. Зеленодольске, а некоторые составляющие вооружения изготовлены в г. Серпухов. Следует отметить, что в советские времена были их предшественники – военные катера «Зелёный дол» и «Серпухов». После утилизации состарившихся кораблей по военно-морской традиции их имена присваиваются вновь построенным кораблям. Этот пример является доказательством связи в оборонно-промышленной области между указанными территориями. Из этой же серии МРК корабли носят имена других знаменитых «малых» городов России. На фото №01 следует обратить внимание на то, что МРК «Зелёный дол» и МРК «Серпухов» часто находятся рядом в Севастополе, Санкт-Петербурге, Балтийске, за рубежом на Мальте и т.д.

1.jpg

2.jpg

На рейде г. Севастополь

3.jpg

На рейде г. Балтийск

Фото №1

А если взглянуть в мир бизнеса? Например, в Казани появляется ГТРК «Корстон», а затем спустя пару-тройку лет в Серпухове тоже появляется ГТРК «Корстон» по схеме Москва-Казань-Серпухов.

А если взглянуть вглубь веков? Тогда становится ещё интересней и увлекательной. А на то есть серьёзные объективные причины глобального масштаба.

Вот сколько ниточек протянулось между Серпуховом и Поволжьем.

В связи с объёмной информацией авторы решили изложить свои исследования сериалом в 7 частях, т.е. гептологией. Авторы с удовольствием представляют на суд увлечённых читателей, краеведов, историков часть 1/7 «Серпуховские татары». В скором времени ожидаются выход в свет и последующие части сериала. В частности, часть 2/7 посвящается исследованию Волжского торгового пути. В части 3/7 исследуется «Скифия и Тартария» и, далее, в части 4/7 – «Хазарский каганат и Русский каганат», в части 5/7 – «Русские княжества и Золотая орда», в части 6/7 «Российская империя – наследница истории». Однако, без изучения духовной составляющей вышеупомянутых исторических вех появляется риск утраты чего-то очень важного. Поэтому часть 7/7 уделяет внимание опыту межконфессионального взаимодействия на примере Православия и Ислама.

Күләмле мәгълүмат белән бәйле рәвештә, авторлар үз тикшеренүләрен сериал белән 7 өлештә, ягъни гептология белән бәян итәргә карар кылдылар. Авторлар яратып укучылар, туган якны өйрәнүчеләр, тарихчылар судына «Серпуховские татары»1/7 өлешен тәкъдим итә. Тиздән сериалның алдагы өлешләренә дә чыгу көтелә. Аерым алганда, 2/7 өлеше Идел сәүдә юлын өйрәнүгә багышлана. 3/7 өлешендә «Скифия һәм Тартария» һәм, алга таба, 4/7 өлешендә – «Хазар каганаты һәм рус каганаты», 5/7 өлешендә – «Рус кенәзлекләре һәм Алтын Урда», 6/7 өлешендә – «Россия империясе-тарих варисы». Әмма, югарыда телгә алынган тарихи чорларның рухи өлешен өйрәнмичә, ни дә булса мөһим нәрсәнең югалу куркынычы барлыкка килә. Шуңа күрә 7/7 өлеш Православие һәм Ислам мисалында конфессияләр арасындагы багланышлар тәҗрибәсенә игътибар бирә.

Due to the volume of information, the authors decided to present their research series in 7 parts, i.e., heptology. The authors are happy to present part 1/7 «Serpukhov Tatars»to the court of enthusiastic readers, local historians and historians. The next parts of the series are expected to be released soon. In particular, part 2/7 is devoted to the study of the Volga trade route. In part 3/7 examines «Scythia and Tartary» and, further, part 4/7 – «the Khazar khanate and Russian khanate», part 5/7 – «the Russian principalities and the Golden Horde», part 6/7: «the Russian Empire – the successor of history.» However, without studying the spiritual component of the above-mentioned historical milestones, there is a risk of losing something very important. Therefore, part 7/7 pays attention to the experience of interfaith interaction on the example of Orthodoxy and Islam.

Часть 1/7: Серпуховские татары

1.1. Терминология

Для однозначного понимания излагаемого материала необходимо оговорить определённые термины и определения. Термины и определения оговариваются в каждой части гепталогии с соблюдением соответствующей однозначной нумерацией. В части 1/7 используются следующие термины и определения:

  1. Пово́лжье — в широком смысле — вся территория, прилегающая к течению Волги, хотя правильнее определить эту территорию как Приволжье. Под Поволжьем чаще понимают более или менее определенную полосу вдоль собственного течения Волги, без крупных притоков (например, жители Верхнего и Среднего Прикамья волжанами себя никогда не считали). Чаще термин используется в узком смысле — территория, прилегающая к среднему и нижнему течению Волги (от впадения Оки до устья) и экономически тяготеющая к ней, что соответствует вышеизложенному взгляду. Территории, расположенные по Волге выше впадения Оки (в частности, города Тверь, Ярославль, Рыбинск, Кострома), к Поволжью относить не принято; для них существует более специфический термин Верхняя Волга. Некогда Поволжье входило в состав Волжской Булгарии, Половецкой Степи, Золотой Орды и Руси, затем (после завоеваний Ивана IV) последовательно находилось целиком в составе Российского Царства, Российской Империи и СССР (РСФСР). В настоящее время полностью является частью территории Российской Федерации. Имеется также деление бассейна реки Волги на три части (не эквивалентное делению Поволжья на части): Верхняя Волга, Средняя Волга, Нижняя Волга. (см. http://wikiredia.ru/wiki/Среднее_Поволжье).

1.2. Серпухов на Оке, Татарстан на Каме

Реки выполняли, выполняют и будут выполнять важную роль в жизни человека. В первую очередь – это вода и еда. Но в любых исторических промежутках эволюции человечества реки обеспечивают и навигационные задачи при путешествиях на дальние расстояния. Поэтому из-за естественного экстенсивного развития человечества вдоль рек появлялись поселения людей. Некоторые поселения людей со временем исчезали, а некоторые, наоборот, разрастались. Расстояния между поселениями определялось по принципу перекрытия полей ([1.1]) «Переход Пеший» ПП, «Переход Налегке» ПН, «Переход Ускоренный» ПУ, «Передача Сигнала» ПС, «Переход Экспедиционный» ПЭ. При установлении Волжского торгового пути дальность между поселениями вдоль пути составляла в масштабах по ПП около 25 км, что определялось расстоянием, которое преодолевали обозы (торговые караваны) за дневное время суток.

В этом году отмечалось 680-летие Серпухова как города на слиянии рек Нары и Оки. Очевидно, что поселение людей в этой местности появилось намного ранее, о чём свидетельствуют проводимые раскопки, результаты которых ещё предстоит обработать и осознать нашим потомкам. Если проходить против течения реки, то слияние рек Нара и Ока является точкой раздвоения, т.е. точкой «бифуркации». А в навигационном плане описания маршрута путешествия точка «бифуркации» является однозначным ориентиром. Не случайно у финно-угорских племён такая точка называлась «тар». При посещении Краеведческого музея г. Тарусы следует обратить внимание ещё на одну гипотезу краеведов Тарусы о происхождения названия этого города, а именно от слова «тар». Действительно, Таруса находится на слиянии двух рек: Ока и Таруса. Такое название поселения имеет более древние корни топонимики Тарусы по отношению к другим гипотезам.

Серпухов как поселение не только не исчезло из истории, а разрасталось и, позже, стал упоминаться как город с 1339 года.

При анализе генома чумной палочки, возбудителя пандемии чумы под наименованием «Чёрная смерть» в XIV веке, ученые из Института мировой истории Общества Макса Планка в Германии выяснили, что прародителем была субпопуляция бактерий LAI009 из Лаишево в Татарстане (см. https://news.mail.ru/society/38968311/?frommail=10). Изолят бактерий LAI009 из Лаишево является предком изолятов бактерий Черной смерти из Южной, Центральной, Западной и Северной Европы, а также ранее опубликованных изолятов конца XIV века из Лондона и города Болгар. А Лаишево находится в точке «бифуркации» или «тар», слиянии рек Камы и Волги. Данный установленный факт является доказательством активности торгового пути через бассейны рек Кама, Волга, Ока и т.д., или иными словами – реальной активности Волжского торгового пути между Европой и Азией.

Средняя часть Волги занимало царство Волжской Булгарии. Волжская Булгария объединяла множество племён, в т.ч. и чалмат. Ещё в IX веках и ранее они уже совершали дальние экспедиционные переходы ПЭ, например в Багдад ([1.1]).

Таким образом, поселения вдоль бассейнов рек Кама, Волга, Ока и т.д. располагались на расстояниях несколько десятков километров по параметрам ПП. По маршруту Волжского торгового пути особую значимость стали приобретать ряд городов и, особенно Серпухов и Зеленодольск. Это и послужило основой для установления многочисленных особых связей через века между Серпуховом и Повольжем. Значимость Волжского торгового пути более подробно будет раскрыта в последующих части настоящей гептологии.

1.3. Лукоморье

Мы с детства впитываем сказки о Лукоморье. По одной из гипотез Лукоморье расположено в районе впадения реки Волги в Каспийское море. Еще в древние времена у славян бытовала легенда о Лукоморье как о заповедном уголке на самом краю Вселенной, где растет мировое древо, корни которого уходят в подземные глубины, а вершина упирается в небо. Именно по этому дереву на Землю спускаются боги, а простой смертный, если сумеет до него добраться, может попасть в другие миры.

Действительно, если спуститься по Волжскому торговому пути до Каспия, то путешественники попадают в другой мир, мир Востока (см. Карта №1, http://rusif.ru/info-russia/images-tartaria/40.jpg). В настоящее время эти территории преимущественно относятся к территории республики Дагестан. При взгляде на карту бассейна реки Волга и Каспий с юга на север, то Волга с притоками смотрится как ствол и крона дерева, а дельта реки при впадении в Каспий – как корневая система дерева, вершина упирается на север, а к югу или на восток можно попасть в другие миры: арабские страны, Индия, Китай и пр.

4.jpg

Карта №1

1.4. Периоды управления Серпухова татарами

Не всегда передача различных местностей в кормление татарским царевичам была добровольной со стороны московского великого князя. Так, Василий Васильевич Темный после военного поражения от татарских войск и своего пленения под Суздалью в 1445 г. был вынужден, помимо огромного выкупа за свое освобождение, отдать в кормление царевичу Касиму, сыну Улуг-Мухаммада, Городец Мещерский (позднее г. Касимов). Во всех остальных случаях татарские царевичи выступали как просители, что, в конечном счете, отражалось и на их юридическом положении. Все они оказывались в положении подручных князей, необходимые для московского властителя лишь как сюзерены тех или иных групп тюркского населения, в том числе военных сил.

В 1474 г. Иван III отдал новый городок по Оке царевичу Муртазе, в 1497 г. отданы были изгнанному из Казани царю Мухамет-Амину Кашира, Серпухов и Хотунь, а потом Кашира вместе с Юрьевом и Звенигородом была передана Абдуллатифу. Все эти города располагались на южных рубежах Московского государства. И передача этих городов именно татарским феодалам объяснялась чисто военными причинами. Отряды татарских служилых царевичей могли лучше бороться против конных войск своих сородичей из позднезолотоордынских государств, таких как ногайское ханство, казанское ханство и прочих правопреемников.

Основная масса татарских служилых была сосредоточена в Казанском и Темниковском уездах, Касимовском ханстве. В ходе колонизации земель по южным и восточным окраинам Российского государства служилые татары переводились на осваиваемые земли в Уфимском, Алатырском, Нижегородском и других уездах. В Хлыновском уезде издавна проживали родственные казанским служилым татарам арские (каринские) князья. Помимо этого отдельные группы татарского служилого класса были поселены во внутренних районах Московского государства. К ним, прежде всего, относятся романовские служилые татары в Романовском и Ярославльском уездах. Татарские служилые были размещены также в бывшем Серпуховско-Боровском княжестве, Коломенском и Дмитровском уездах. Известна также такая группа населения, как бардаковские татары в Рязанском уезде. По своему положению служилые татары мало, чем отличались от других служилых слоев Московского государства. Не случайным является и то, что на земский собор по избранию царя в 1613 г. были приглашены и представители татарской верхушки. В грамоте, которая утверждала возведение на московский престол Михаила Романова, есть подписи восьми татарских князей и мурз из Темникова, Кадома, Симбирска (см. http://ufagen.ru/node/5540). В следующей главе приводятся сведения о служилых татарах в Серпухове.

1.5. Серпухов – защитник Москвы с южных подступов

XVI век характеризуется расцветом Серпухова. Около Серпухова по «ПЛАНЪ СЕРПУХОВА ПО СОТНОЙ КН. ФУНИКОВА около 1552 г.» значится слободка ч.б. (что была) за татарами (см. Карта №2, Карта №3). В н.в. это ул. Глазечня Серпухова. Эта местность в черту г. Серпухова вошла только в XX веке, хотя расстояние от Серпуховского Кремля до этой слободки составляет всего лишь не более версты.

«Слободка ч.б. за татарами» включала 11 дворов. В древности под «двором» (пространство земли) разумели дома и другие строения частных лиц (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Двор ). Двор застраивался большим количеством изб для холопов и служебными постройками: поварня, пекарня, квасоварня, мыльня, подвалы, житницы и т.д. В одном богатом дворе могло жить 500—1000 человек: повара, приспешники, кузнецы, хлебники, квасовары, портные, столяры, сапожники и т.д.

Елена Сарычева «Слободку ч.б. за татарами» так описывает в своей статье в газете «Агентство Новостей Подмосковья» (см. http://www.mosoblpress.ru/regions/29/mass_media/3/140/item143887/ ):

Улица Глазечня находится на правом берегу реки Нары (вдоль речки Чавра, притока реки Нара – прим. авт.), в районе Занарья – древнейшей части Серпухова. Считается, что название Чавра образовано от татарского слова «чавра» со значением «чистая». Имя улице (Глазечня –прим. авт.) тоже придумали татары: В переводе оно означает – чёрная земля. И действительно, кругом один чернозем. История этого селения уходит корнями в шестнадцатый век, когда земли его были пожалованы перешедшим на московскую службу татарам. Согласно летописи 1552 года, там было всего одиннадцать дворов. В конце восемнадцатого века проживало уже более трехсот человек, в начале девятнадцатого это уже был поселок. Потомкам одного из первых владельцев — Тауша Елчикова, дворянам Таушевым часть глазечненских дворов продолжала принадлежать вплоть до революции. Основу хозяйственного развития Глазечни составили каменоломни, поставлявшие материал для промышленного и жилого строительства.

5.jpg

Карта №2

Были также и Березинские татары (в н.в. территория Дашковки Серпуховского района) (см. Карта №3, фрагмент топографической карты 1860 года, так называемой карты Шуберта, 1см=840м оригинала). Качалин Александр Анатольевич преподносит информацию в следующем виде (см. https://sobory.ru/article/?object=14250 ):

«Территории по реке Березенке, возле старинного серпуховско-боровского тракта, значатся в Земельных книгах 1620 г. как поместья березинских татар, состоявших на московской военной службе.» и далее «В XVII в. церковные земли находились в тесном и чересполосном соседстве с имениями многочисленных местных помещиков – Ушаковых, Иевских, Соймоновых, Токаевых, Таушевых, Брондуковых и князей Дашковых». Следует обратить внимание на фамилии Токаевых, Таушевых и пр. как на типичные татарские фамилии.

Защитником Москвы с южной стороны по рубежу реки Ока на расстоянии ПУ ([1.1]) выступали города Серпухов, Кашира, Коломна. Причём расстояния между городами определялись ПН. Детализация линии защиты в окрестностях Серпухова на расстояниях ПП выглядело следующим образом:

  1. Со стороны р.Ока по левому берегу р.Нара – Высоцкий монастырь (мужской) и ближе к кремлю - Распятский монастырь.
  2. Со стороны р.Ока по правому берегу р.Нара – Владычный монастырь (женский).
  3. Со стороны р.Ока по направлению Дракино – Березинские татары.
  4. Со стороны открытого поля с северо-западного направления по правому берегу р.Нара – Глазеченские татары.
  5. Со стороны открытого поля с северо-западного направления по левому берегу р.Нара – казачьи отряды Глазово.

Защита Серпухова, и как следствие - защита Москвы с южного направления, представляла собой глубоко эшелонированную оборону. С другой стороны, такая система обеспечивала и устойчивость и безопасность торговых путей.

6.jpg

Карта №3

1.6. Князь Юсупов

В Ивановском зале Российской государственной библиотеки (ФГБУ РГБ, бывшая Библиотека им. В.И.Ленина) с 17.09.2019г. по 19.01.2020г. проходить выставка «Время собирать. Князь Юсупов и его библиотека». Речь идёт о Князе Николае Борисовиче Юсупове. Так кто же Князь Юсупов? Почему так много внимания уделено Князю Юсупову? Почему так метко назвали выставку?

Князь Николай Борисович Юсупов в период расцвета карьеры был церемониальным маршалом. Именно он вручал знаки царской власти императорам России Павлу I, затем Александру I, а затем Николаю I. А причины приобретения такого высокого права корнями уходит вглубь веков.

Род Юсуповых берет свое начало еще со времен Ивана Грозного. Родоначальником будущих дворян был Юсуф-Мурза – ногайский хан (см. https://xn----dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai/blog/istoriya-roda-yusupovyx). Юсуф-мурза, сын Муса-мурзы, как следует из его переписки с Иваном Грозным, считал своим предком хана Едигея. Действительно, Муса-мурза это Муса бин Ваккас бин Нур ад-Дин бин Идигу — бий Ногайской Орды, при котором она сложилась как независимое государство. Правнук Едигея, сын бия и беклярбека Ваккаса и племянник Аббаса, брат Хорезми. И, соответственно, Юсуф (ног. Юсыф, тат. Yosıf, Йосыф) (ум. 1554) —бий Ногайской Орды (1549—1554), до этого нурадин (1530 — 1540-е), сын ногайского бия Мусы. Любопытно, что внуки и правнуки Юсуфа-бия расположились в Таджикистане. В родословном свитке, поданном Юсуповыми в разрядный приказ на исходе XVII века, они называли своим предком «Абубекира, правившего после Магомета всем мусульманским родом». Выражаясь современным языком, род Юсуповых являлся представительством татар на федеральном уровне России.

1.7. Заключение

Одной из причин появления данной гепталогии является следующее. Во времена СССР в силу государственной идеологии некоторые факты из истории были переписаны заново, а многие намеренно умалчивались. Но ещё больше оказалось утрачено или изменено по небрежности и некомпетентности авторов, берущихся за исторические публикации. Восстанавливать истину сегодня невероятно трудно. И дело даже не в поиске оригинальных документов, а в сопротивлении общественного мнения – опять переписывают историю!

Сталин И.В. в разгар Великой Отечественной Войны настоял на принятии специального Постановления ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» от 9 августа 1944 г.([1.2]), где пункт 7 гласит: «Предложить Татарскому обкому ВКП(б) организовать научную разработку истории Татарии, устранить допущенные отдельными историками и литераторами серьёзные недостатки и ошибки националистического характера в освещении истории Татарии (приукрашивание Золотой Орды, популяризация ханско-феодального эпоса об Идегее).». Иными словами, это был шаг, запрещающий изучение Золотой Орды и татарских ханств.

В настоящее время нам представилась возможность устранять это огромное белое пятно.

В данной гепталогии приведены примеры многомерных глубинных связей как в настоящее время так и в XIX веке, XVI веке, XIII-XIV веках и более ранних XI-XII веках, а также с глубин веков зарождения Ислама и принятия Православия на Руси

Литература по части 1:

В настоящей гепталогии интернет-ссылки предоставлены в тексте по мере необходимости.

  1. Нуруллин А.Г., Парсилаев А.П. «Чалматы и Урматы Волжской Булгарии», http://вики.татаровед.рф/doku.php?id=чалматы_и_урматы_волжской_булгарии, 2018.
  2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9-е, доп. и испр. Т. 7. — М.: Политиздат, 1985. — С.513—520