Губурчак

Деревня Губурчак известна со времен Казанского ханства[1]. Она располагалась при небольшой речке Муй. Отсюда происходит название селения – Малый Муй – в дореволюционных источниках. Расстояние от деревни до Казани составляло 60 верст, до Арска – 20, Мамадыша – 110, до волостного центра (с. Новое Чурилино) – 10 верст. До 1920 года село входило в Ново-Чурилинскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии.

В начале XVII века часть дер. Малый (Меньшой) Муй принадлежала служилому татарину Янсеиту Янчурину. Его владения кроме помещичьего двора включали в себя 60 четвертей земли[2], сенокосы «меж поль и по заполью и на речке на Кисмеси, и на речке на Вятке на усть речке – 600 копен» и 20 десятин «лесу дубровы пашенные». Кроме земель в Малом Муе, ему Я.Янчурину принадлежали мельница «мутовка» на р. Муй, поместье в дер. Мурали и «перевоз на реке на Вятке на усть Бирю реке». Его он отдавал на откуп за 3-4 рубля в год жителю города Арска некоему Митюше Кривому. В поместье, помимо самого Янсеита Янчурина, жили его взрослые сыновья – Уразла и Уразгильдей[3].

Другая часть земельных угодий в дер. Малый Муй находилась «за ясачною чювашою». Понятие «чюваша» носило в то время не этническое, а социальное содержание, и обозначало татар, плативших государственные налоги в противоположность служилым татарам, которые налогов государству не платили, а напротив получали от него поместное и денежное жалование взамен воинской службы. Ясачные крестьяне дер. Малый Муй в составе 7 дворов владели сельскохозяйственными угодьями в размере 210 четвертей. Также им принадлежали «сена меж поль и по заполью и по речке по Кисмисе и на речке на Вятке – 2000 копен» и дубовый лес, который тянулся на 2 версты до дер. Мурали[4].

По данным 1640-х гг., помещиком в Малом Муе был служилый татарин Доскеика Илышев, которому вместе «с братьями» принадлежали здесь девяносто одна десятина в трех полях[5].

В конце XVIII веке в деревне числились 47 душ мужского пола[6]. В следующем столетии население заметно возросло и составило в 1858 г. 283, в 1897 г. – 506 человек. Рост населения сопровождался разделами семей. Об этом свидетельствует увеличение количества дворов: если в 1859 г. их насчитывалось 39[7], то в 1883 г. – 55 [8].

В ходе реформы государственных крестьян 1866 г. сельскому обществу дер. Малый Муй отошли 647 дес. казенной земли, в том числе 636 дес. удобной. В составе почвы преобладал суглинок, значительная часть составляли земли «черного болотного происхождения», часть – суглинок и песчаник[9]. На 1 надельную ревизскую душу приходилось 5,1 дес. удобной земли[10]. По данным 1906 г., из общего числа семей 99 были надельными, 7 – безземельными. Среди надельных семей собственное хозяйство вели 92 семьи, сдавали наделы в ареду – 7.

Кроме обработки собственной пашни жители занимались местными промыслами и, вероятно, отходничеством. Так, 2 человека плотничали[11], 50 человек не жили в деревне[12].

К середине XIX века в деревне существовала мечеть[13]. Сам приход был образован в 1871 г. и объединял 283 мужчин и 275 женщин (в их числе 110 домохозяев). Кроме жителей Малого Муя, в него входили члены сельского общества дер. Сикертан (всего 78 душ). Хотя распоряжения Казанской казенной палаты об их включении в состав прихода не было, они были причислены к нему по собственному желанию[14]. Со времени образования прихода в Малом Муе муллой в нем состоял татарин дер. Сатышево Абдулхаким Абдрахманов. Он родился в 1844 г., в 1866 г. получил освобождение от рекрутской повинности[15]. В 1900 г. в Малом Муе была отстроена новое здание мечети. При ней работал мектеб, в котором в 1875 г. обучались 7 шакирдов[16]. Со временем количество учеников увеличилось и к 1909 г. составило 23 мальчика. Еще 33 девочки обучались у жены деревенского муллы[17]. В начале 1912 г. на базаре в с. Новое Чурилино один мулла распространял слухи о повсеместном закрытии властями мектебов. Опасаясь этого некоторые муллы стали сами временно приостанавливать занятия[18].

В 1930 г. в дер. Губурчак родился татарский писатель и ученый Мухаммат Магдеев. Здесь же он и похоронен.

Е.В.Миронова

[1] Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам) // Археология и этнография Татарии: [сборник]. Вып. 1: Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань: [б.и.], 1971. С. 287.

[2] Пашня, в свою очередь, включала в себя 44 четверти обрабатываемой земли, 4 – переложной, 12 – пашенного леса (Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 гг. / Под ред. И.П. Ермолаева, М.А. Усманова; Сост. Р.Н. Степанов. Казань, 1978. С. 140-141.

[3] Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 гг. С. 140-141.

[4] Там же. С. 141.

[5] Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 годов: Публикация текста. М., 2001. С.389.

[6] ТЭ.

[7] Список населенных мест по сведениям 1859 года. XIV: Казанская губерния / Обработан А. Артемьевым. СПб., 1866. С. 65.

[8] Волости и важнейшие селения Европейской России: По данным обследования, произвед. стат. учреждениями М-ва вн. дел. Вып. 1. СПб: Центр. стат. ком., 1880-1886. Губернии Нижне-Волжской области: [Казанская, Симбирская, Саратовская, Самарская, Астраханская], 1883. С. 26.

[9] Крестьянское землевладение Казанской губернии. Вып. 8: Мамадышский уезд. Казань, И.В. Ермолаевой, 1907. С. 46-47.

[10] Там же. С. 48-49

[11] Материалы для исследования промыслов населения Казанской губернии. Казань, 1887. С. 132.

[12] Описание Казанской губернии. – [б.и., б.г.]. С. 274; Крестьянское землевладение… С. 48.

[13] Список населенных мест по сведениям 1859 года. XIV: Казанская губерния / Обработан А. Артемьевым. СПб. 1866. С. 65.

[14] НА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 125. Л. 12.

[15] НА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 125. Л. 5, 13.

[16] НА РТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 3538. Л. 74 об.

[17] НА РТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 8464. Л. 197 об.

[18] Йолдыз. 1912. № 785 (26 января). – Б. 3.