Различия
Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Следующая версия | Предыдущая версия | ||
верхняя_ура [2017/04/21 12:54] administrator создано |
верхняя_ура [2017/04/23 20:37] administrator |
||
---|---|---|---|
Строка 3: | Строка 3: | ||
**Верхняя Ура** | **Верхняя Ура** | ||
- | Деревня Верхняя Ура впервые упоминается в исторических источниках под 1646 г.[1] Основатели селения выбрали для него живописный уголок на берегу реки Ура. С этой рекой связано как современное название деревни, так и одно из наименований, употреблявшихся в официальных документах до революции 1917 г. – Деревня по речке Новой Уре. С природно-географическими характеристиками связаны и народные названия на татарском языке, сохранившиеся в памяти старожилов: «Каенлык», «Су башы». | + | Деревня Верхняя Ура впервые упоминается в исторических источниках под 1646 г.[1] Основатели селения выбрали для него живописный уголок на берегу реки Ура. С этой рекой связано как современное название деревни, так и одно из наименований, употреблявшихся в официальных документах до революции 1917 г. – Деревня по речке Новой Уре. С природно-географическими характеристиками связаны и народные названия на татарском языке, сохранившиеся в памяти старожилов: «Каенлык», «Су башы». |
Еще одно историческое наименование – Ясачная Ура – указывает на сословную принадлежность жителей в XVII – XVIII веках, а также происхождение селения. По мнению историка Р.Р. Салихова, Ясачная Ура является «специфическим аулом-спутником княжеской Уры (в прошлом дер. Служилая Ура, ныне с. Нижняя Ура Арского района РТ) где, возможно, заселились бесермяне, пришедшие с каринцами, а также зависимое марийское население, позднее перешедшее в ислам»[2]. Одним из аргументов в пользу данной версии является наличие в Верхней Уре древнего чувашского кладбища[3]. | Еще одно историческое наименование – Ясачная Ура – указывает на сословную принадлежность жителей в XVII – XVIII веках, а также происхождение селения. По мнению историка Р.Р. Салихова, Ясачная Ура является «специфическим аулом-спутником княжеской Уры (в прошлом дер. Служилая Ура, ныне с. Нижняя Ура Арского района РТ) где, возможно, заселились бесермяне, пришедшие с каринцами, а также зависимое марийское население, позднее перешедшее в ислам»[2]. Одним из аргументов в пользу данной версии является наличие в Верхней Уре древнего чувашского кладбища[3]. | ||
Строка 23: | Строка 23: | ||
Благодаря археографу Саиду Вахидову в архивном фонде Института языка, литературы и искусств им. Г.Ибрагимова АН РТ сохранилось шеджере одной ветви потомков Габдразака бин Алмы абыза – его сына Исмагила. Согласно источнику, потомки Габдразака уехали из Служилой Уры в село Каргалы Оренбургской губернии. Его сын Исмагил погиб там от рук пугачевских повстанцев в 1774 г. У него осталось 4 детей, в том числе сын Габдулмалик. Все они продолжали жить в Каргалах. Лишь правнук Габдразака Шамсетдин бин Мухамметгали бин Габдулмалик переехал в Орск[10]. | Благодаря археографу Саиду Вахидову в архивном фонде Института языка, литературы и искусств им. Г.Ибрагимова АН РТ сохранилось шеджере одной ветви потомков Габдразака бин Алмы абыза – его сына Исмагила. Согласно источнику, потомки Габдразака уехали из Служилой Уры в село Каргалы Оренбургской губернии. Его сын Исмагил погиб там от рук пугачевских повстанцев в 1774 г. У него осталось 4 детей, в том числе сын Габдулмалик. Все они продолжали жить в Каргалах. Лишь правнук Габдразака Шамсетдин бин Мухамметгали бин Габдулмалик переехал в Орск[10]. | ||
- | Другой сын Габдурразака бин Алмы абыза Якуб, очевидно, остался на родине. Его сын Гайса, как и дед Габдразак, посвятил себя духовному служению. Этим же путем пошел сын Гайсы – Шамсетдин. На кладбище дер. Верхняя Ура среди 49 надгробий XIX – начала XX веков самое древнее принадлежит как раз ему – мулле Шамсетдину сыну муллы Гайсы. Умер Шамсетдин в 1835 г. и судя по всему именно он выполнял духовные требы жителей Верхней Уры в конце XVIII – начале XIX веков. | + | Другой сын Габдурразака бин Алмы абыза Якуб, очевидно, остался на родине. Его сын Гайса, как и дед Габдразак, посвятил себя духовному служению. Этим же путем пошел сын Гайсы – Шамсетдин. На кладбище дер. Верхняя Ура среди 49 надгробий XIX – начала XX веков самое древнее принадлежит как раз ему – мулле Шамсетдину сыну муллы Гайсы. Умер Шамсетдин в 1835 г. и судя по всему именно он выполнял духовные требы жителей Верхней Уры в конце XVIII – начале XIX веков. |
Продолжателем этой ветви рода Алмы абыза, по одним данным, является мулла Шигабутдин Сиразетдинов, служивший муллой в Верхней Уре во второй половине XIX века. Умер он в 1902 г. и на деревенском зирате также сохранились его могила и надгробный камень. Его шежере определяется как Шигабутдин бин Сиразетдин бин Шамсетдин бин Гайса бин Якуб бин Габдуразак бин Алма бин Танчулпан бин Янзигит[11]. Брат Шигабутдина – Назмутдин был муллой в дер. Пичментау[12]. | Продолжателем этой ветви рода Алмы абыза, по одним данным, является мулла Шигабутдин Сиразетдинов, служивший муллой в Верхней Уре во второй половине XIX века. Умер он в 1902 г. и на деревенском зирате также сохранились его могила и надгробный камень. Его шежере определяется как Шигабутдин бин Сиразетдин бин Шамсетдин бин Гайса бин Якуб бин Габдуразак бин Алма бин Танчулпан бин Янзигит[11]. Брат Шигабутдина – Назмутдин был муллой в дер. Пичментау[12]. | ||
Строка 51: | Строка 51: | ||
//Л.Р.Габдрафикова// | //Л.Р.Габдрафикова// | ||
- | [1] Татарская энциклопедия. Т.1. Казань: Институт Татарской энциклопедии, 2002. С.576. | + | [1] Татарская энциклопедия. Т.1. Казань, 2002. С.576. |
- | [2] Салихов Р.Р. Служилая Ура: рождение татарского капитализма. Казань, 2015. С.63. | + | [2] Салихов Р.Р. Служилая Ура: рождение татарского капитализма. Казань, 2015. С.63. |
[3] Әхмәтҗанов М.И. Татар археографиясенә сәхифәләр. Тарих пәрдәләре күтәрелгәндә: Фәнни-популяр хезмәт. Казан, 2012. Б. 20, 126. | [3] Әхмәтҗанов М.И. Татар археографиясенә сәхифәләр. Тарих пәрдәләре күтәрелгәндә: Фәнни-популяр хезмәт. Казан, 2012. Б. 20, 126. | ||
- | [4] Бурганова Н.Б. О системе народного праздника джиен у казанских татар <nowiki><nowiki>//</nowiki> </nowiki> Исследования по исторической диалектологии татарского языка (материалы и исследования). Казань, 1982. Вып.2. С.21. | + | [4] Бурганова Н.Б. О системе народного праздника джиен у казанских татар <nowiki>//</nowiki> Исследования по исторической диалектологии татарского языка (материалы и исследования). Казань, 1982. Вып.2. С.21. |
[5] Әхмәтҗанов М.И. Татар археографиясе. Милли-мәдәни мирас хәзинәләре системасына сәхифәләр. Казан, 2011. Б. 68. | [5] Әхмәтҗанов М.И. Татар археографиясе. Милли-мәдәни мирас хәзинәләре системасына сәхифәләр. Казан, 2011. Б. 68. | ||
- | [6] Салихов Р.Р. Служилая Ура: рождение татарского капитализма. Казань, 2015. С.63. | + | [6] Салихов Р.Р. Служилая Ура: рождение татарского капитализма. Казань, 2015. С.63. |
- | [7] Татарская энциклопедия. Т.1. Казань, 2002. С.576. | + | [7] Татарская энциклопедия. Т.1. Казань, 2002. С.576. |
[8] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.8464. Л.102. | [8] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.8464. Л.102. | ||
Строка 69: | Строка 69: | ||
[9] Цит. по: Салихов Р.Р. Указ. соч. С.19. | [9] Цит. по: Салихов Р.Р. Указ. соч. С.19. | ||
- | [10] Әхмәтҗанов М.И. Татар шәҗәрәләре. II том. Казан: Изд-во “Яз”, 2013. – Б.198-199. | + | [10] Әхмәтҗанов М.И. Татар шәҗәрәләре. II том. Казан: Изд-во “Яз”, 2013. – Б.198-199. |
- | [11] Әхмәтҗанов М.И. Татар шәҗәрәләре: II т. / М.И. Әхмәтҗанов. Казан: Татар. кит. нәшр., 2014. Б. 130–131. | + | [11] Әхмәтҗанов М.И. Татар шәҗәрәләре: II т. / М.И. Әхмәтҗанов. Казан: Татар. кит. нәшр., 2014. Б. 130–131. |
- | [12] Әхмәтҗанов М.И. Татар шәҗәрәләре. II том. Казан: Изд-во “Яз”, 2013. – Б.198-199. | + | [12] Әхмәтҗанов М.И. Татар шәҗәрәләре. II том. Казан: Изд-во “Яз”, 2013. – Б.198-199. |
[13] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.8464. Л.102. | [13] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.8464. Л.102. |