Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Последняя версия Следующая версия справа и слева
верхняя_ура [2017/04/21 12:54]
administrator создано
верхняя_ура [2017/04/21 12:55]
administrator
Строка 3: Строка 3:
 **Верхняя Ура** **Верхняя Ура**
  
-Деревня Верхняя Ура впервые упоминается в исторических источниках под 1646 г.[1] Основатели селения выбрали для него живописный уголок на берегу реки Ура. С этой рекой связано как современное название деревни,​ так и одно из наименований,​ употреблявшихся в официальных документах до революции 1917 г.  – Деревня по речке Новой Уре. С природно-географическими характеристиками связаны и народные названия на татарском языке, сохранившиеся в памяти старожилов:​ «Каенлык»,​ «Су башы».+Деревня Верхняя Ура впервые упоминается в исторических источниках под 1646 г.[1] Основатели селения выбрали для него живописный уголок на берегу реки Ура. С этой рекой связано как современное название деревни,​ так и одно из наименований,​ употреблявшихся в официальных документах до революции 1917 г. – Деревня по речке Новой Уре. С природно-географическими характеристиками связаны и народные названия на татарском языке, сохранившиеся в памяти старожилов:​ «Каенлык»,​ «Су башы».
  
 Еще одно историческое наименование – Ясачная Ура – указывает на сословную принадлежность жителей в XVII – XVIII веках, а также происхождение селения. По мнению историка Р.Р. Салихова,​ Ясачная Ура является «специфическим аулом-спутником княжеской Уры (в прошлом дер. Служилая Ура, ныне с. Нижняя Ура Арского района РТ) где, возможно,​ заселились бесермяне,​ пришедшие с каринцами,​ а также зависимое марийское население,​ позднее перешедшее в ислам»[2]. Одним из аргументов в пользу данной версии является наличие в Верхней Уре древнего чувашского кладбища[3]. Еще одно историческое наименование – Ясачная Ура – указывает на сословную принадлежность жителей в XVII – XVIII веках, а также происхождение селения. По мнению историка Р.Р. Салихова,​ Ясачная Ура является «специфическим аулом-спутником княжеской Уры (в прошлом дер. Служилая Ура, ныне с. Нижняя Ура Арского района РТ) где, возможно,​ заселились бесермяне,​ пришедшие с каринцами,​ а также зависимое марийское население,​ позднее перешедшее в ислам»[2]. Одним из аргументов в пользу данной версии является наличие в Верхней Уре древнего чувашского кладбища[3].
Строка 23: Строка 23:
 Благодаря археографу Саиду Вахидову в архивном фонде Института языка, литературы и искусств им. Г.Ибрагимова АН РТ сохранилось шеджере одной ветви потомков Габдразака бин Алмы абыза – его сына Исмагила. Согласно источнику,​ потомки Габдразака уехали из Служилой Уры в село Каргалы Оренбургской губернии. Его сын Исмагил погиб там от рук пугачевских повстанцев в 1774 г. У него осталось 4 детей, в том числе сын Габдулмалик. Все они продолжали жить в Каргалах. Лишь правнук Габдразака Шамсетдин бин Мухамметгали бин Габдулмалик переехал в Орск[10]. Благодаря археографу Саиду Вахидову в архивном фонде Института языка, литературы и искусств им. Г.Ибрагимова АН РТ сохранилось шеджере одной ветви потомков Габдразака бин Алмы абыза – его сына Исмагила. Согласно источнику,​ потомки Габдразака уехали из Служилой Уры в село Каргалы Оренбургской губернии. Его сын Исмагил погиб там от рук пугачевских повстанцев в 1774 г. У него осталось 4 детей, в том числе сын Габдулмалик. Все они продолжали жить в Каргалах. Лишь правнук Габдразака Шамсетдин бин Мухамметгали бин Габдулмалик переехал в Орск[10].
  
-Другой сын Габдурразака бин Алмы абыза Якуб, очевидно,​ остался на родине. Его сын Гайса, как и дед Габдразак,​ посвятил себя духовному служению. Этим же путем пошел сын Гайсы – Шамсетдин. На кладбище дер. Верхняя Ура среди 49 надгробий XIX – начала XX веков ​ самое древнее принадлежит как раз ему – мулле Шамсетдину сыну муллы Гайсы. Умер Шамсетдин в 1835 г. и судя по всему именно он выполнял духовные требы жителей Верхней Уры в конце XVIII – начале XIX веков.+Другой сын Габдурразака бин Алмы абыза Якуб, очевидно,​ остался на родине. Его сын Гайса, как и дед Габдразак,​ посвятил себя духовному служению. Этим же путем пошел сын Гайсы – Шамсетдин. На кладбище дер. Верхняя Ура среди 49 надгробий XIX – начала XX веков самое древнее принадлежит как раз ему – мулле Шамсетдину сыну муллы Гайсы. Умер Шамсетдин в 1835 г. и судя по всему именно он выполнял духовные требы жителей Верхней Уры в конце XVIII – начале XIX веков.
  
 Продолжателем этой ветви рода Алмы абыза, по одним данным,​ является мулла Шигабутдин Сиразетдинов,​ служивший муллой в Верхней Уре во второй половине XIX века. Умер он в 1902 г. и на деревенском зирате также сохранились его могила и надгробный камень. Его шежере определяется как Шигабутдин бин Сиразетдин бин Шамсетдин бин Гайса бин Якуб бин Габдуразак бин Алма бин Танчулпан бин Янзигит[11]. Брат Шигабутдина – Назмутдин был муллой в дер. Пичментау[12]. Продолжателем этой ветви рода Алмы абыза, по одним данным,​ является мулла Шигабутдин Сиразетдинов,​ служивший муллой в Верхней Уре во второй половине XIX века. Умер он в 1902 г. и на деревенском зирате также сохранились его могила и надгробный камень. Его шежере определяется как Шигабутдин бин Сиразетдин бин Шамсетдин бин Гайса бин Якуб бин Габдуразак бин Алма бин Танчулпан бин Янзигит[11]. Брат Шигабутдина – Назмутдин был муллой в дер. Пичментау[12].
Строка 51: Строка 51:
 //​Л.Р.Габдрафикова//​ //​Л.Р.Габдрафикова//​
  
-[1] Татарская энциклопедия. Т.1. Казань: Институт Татарской энциклопедии, 2002. С.576.+[1] Татарская энциклопедия. Т.1. Казань, ​ 2002. С.576.
  
-[2] Салихов Р.Р. Служилая Ура: рождение татарского капитализма. Казань, ​ 2015.  С.63.+[2] Салихов Р.Р. Служилая Ура: рождение татарского капитализма. Казань,​ 2015. С.63.
  
 [3] Әхмәтҗанов М.И. Татар археографиясенә сәхифәләр. Тарих пәрдәләре күтәрелгәндә:​ Фәнни-популяр хезмәт. Казан, 2012. Б. 20, 126. [3] Әхмәтҗанов М.И. Татар археографиясенә сәхифәләр. Тарих пәрдәләре күтәрелгәндә:​ Фәнни-популяр хезмәт. Казан, 2012. Б. 20, 126.
  
-[4] Бурганова Н.Б. О системе народного праздника джиен у казанских татар <​nowiki><​nowiki>//</​nowiki>​ </​nowiki> ​ Исследования по исторической диалектологии татарского языка (материалы и исследования). Казань,​ 1982. Вып.2. С.21.+[4] Бурганова Н.Б. О системе народного праздника джиен у казанских татар <​nowiki><​nowiki>//</​nowiki>​ </​nowiki>​ Исследования по исторической диалектологии татарского языка (материалы и исследования). Казань,​ 1982. Вып.2. С.21.
  
 [5] Әхмәтҗанов М.И. Татар археографиясе. Милли-мәдәни мирас хәзинәләре системасына сәхифәләр. Казан, 2011. Б. 68. [5] Әхмәтҗанов М.И. Татар археографиясе. Милли-мәдәни мирас хәзинәләре системасына сәхифәләр. Казан, 2011. Б. 68.
  
-[6] Салихов Р.Р. Служилая Ура: рождение татарского капитализма. Казань, ​ 2015.  С.63.+[6] Салихов Р.Р. Служилая Ура: рождение татарского капитализма. Казань,​ 2015. С.63.
  
-[7] Татарская энциклопедия. ​ Т.1. Казань, ​ 2002. С.576.+[7] Татарская энциклопедия. Т.1. Казань,​ 2002. С.576.
  
 [8] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.8464. Л.102. [8] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.8464. Л.102.
Строка 69: Строка 69:
 [9] Цит. по: Салихов Р.Р. Указ. соч. С.19. [9] Цит. по: Салихов Р.Р. Указ. соч. С.19.
  
-[10] Әхмәтҗанов М.И. Татар шәҗәрәләре. II том. ​ Казан: Изд-во “Яз”, 2013. – Б.198-199.+[10] Әхмәтҗанов М.И. Татар шәҗәрәләре. II том. Казан: Изд-во “Яз”, 2013. – Б.198-199.
  
-[11] Әхмәтҗанов М.И. Татар шәҗәрәләре:​ II т. / М.И. Әхмәтҗанов. ​ Казан: Татар. кит. нәшр., 2014.  Б. 130–131.+[11] Әхмәтҗанов М.И. Татар шәҗәрәләре:​ II т. / М.И. Әхмәтҗанов. Казан: Татар. кит. нәшр., 2014. Б. 130–131.
  
-[12] Әхмәтҗанов М.И. Татар шәҗәрәләре. II том. ​ Казан: Изд-во “Яз”, 2013. – Б.198-199.+[12] Әхмәтҗанов М.И. Татар шәҗәрәләре. II том. Казан: Изд-во “Яз”, 2013. – Б.198-199.
  
 [13] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.8464. Л.102. [13] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.8464. Л.102.