Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Следующая версия
Предыдущая версия
верхняя_масра [2017/04/21 12:36]
administrator создано
верхняя_масра [2017/04/25 16:18] (текущий)
administrator
Строка 1: Строка 1:
-Верхняя Масра 
  
-Деревня Верхняя Масра расположена на правом притоке р. Кисьмес (левый приток р. Казанка),​ в 18 км к северо-востоку от г. Арск. До 1920 г. входила в Кармышскую волость Казанского уезда Казанской губернии. Жители Верхней Масры, как и жители соседней дер. Старая Масра, ​ издавна выделялись в округе ​ своим обликом и родом деятельности. Местные мужчины были высокими и смуглыми,​ и прославились тем, что занимались редким промыслом – обрезанием мусульманских мальчиков. Это занятие приносило хорошие деньги и услуги выходцев из Верхней и Старой Масры были востребованы в разных уголках России,​ где проживали мусульмане. По народным преданиям,​ основали эти селения арабы, которые по приглашению булгарского эмира прибыли в Поволжье для обрезания мальчиков по предписаниям Священного Корана. Им были выделены земли в Заказанье и в Горной стороне. Г.Камал писал, что у них в семье хранились древние шаджара,​ подтверждавшие принадлежность к роду сахабы Анаса[1]. По объяснению И.А. Износкова слово «масра» означает «совершающий обрезание»[2].+ 
 +**Верхняя Масра** 
 + 
 +Деревня Верхняя Масра расположена на правом притоке р. Кисьмес (левый приток р. Казанка),​ в 18 км к северо-востоку от г. Арск. До 1920 г. входила в Кармышскую волость Казанского уезда Казанской губернии. Жители Верхней Масры, как и жители соседней дер. Старая Масра, издавна выделялись в округе своим обликом и родом деятельности. Местные мужчины были высокими и смуглыми,​ и прославились тем, что занимались редким промыслом – обрезанием мусульманских мальчиков. Это занятие приносило хорошие деньги и услуги выходцев из Верхней и Старой Масры были востребованы в разных уголках России,​ где проживали мусульмане. По народным преданиям,​ основали эти селения арабы, которые по приглашению булгарского эмира прибыли в Поволжье для обрезания мальчиков по предписаниям Священного Корана. Им были выделены земли в Заказанье и в Горной стороне. Г.Камал писал, что у них в семье хранились древние шаджара,​ подтверждавшие принадлежность к роду сахабы Анаса[1]. По объяснению И.А. Износкова слово «масра» означает «совершающий обрезание»[2].
  
 Анализ исторческих источников показывает,​ что дер. Верхняя Масра возникла позже Старой Масры. Последняя,​ под названием Масра упоминается в списке населенных мест Казанского ханства,​ составленном Е.И.Чернышевым[3],​ а также в Писцовой книге Казанского уезда 1602 –1603 гг.[4] Верхняя же Масра впервые упоминается в переписной книге Арской дороги Казанского уезда 1678 г. под названием Малая Масра. [5] В дореволюционных источниках встречается еще одно наименование селения – Новая Масра. Анализ исторческих источников показывает,​ что дер. Верхняя Масра возникла позже Старой Масры. Последняя,​ под названием Масра упоминается в списке населенных мест Казанского ханства,​ составленном Е.И.Чернышевым[3],​ а также в Писцовой книге Казанского уезда 1602 –1603 гг.[4] Верхняя же Масра впервые упоминается в переписной книге Арской дороги Казанского уезда 1678 г. под названием Малая Масра. [5] В дореволюционных источниках встречается еще одно наименование селения – Новая Масра.
  
-Численность населения Верхней Масры всегда была сравнительно небольшой. В 1763 г. в деревне насчитывалось 105[6], в 1782 – 149 душ м.п. ясачных татар[7]. В  1834 г. здесь проживали 412 чел. [8], в 1858 г. – 512 чел.[9], в 1897 г. – 532 чел.[10] Ежегодныйц естественный прирост населения в XIX веке составлял примерно 3%[11]. Численность жителей увеличивалась и в дальнейшем,​ но небольшими темпами:​ в 1908 г. она составила 598, в 1920 г. – 667 чел.[12]+Численность населения Верхней Масры всегда была сравнительно небольшой. В 1763 г. в деревне насчитывалось 105[6], в 1782 – 149 душ м.п. ясачных татар[7]. В 1834 г. здесь проживали 412 чел. [8], в 1858 г. – 512 чел.[9], в 1897 г. – 532 чел.[10] Ежегодныйц естественный прирост населения в XIX веке составлял примерно 3%[11]. Численность жителей увеличивалась и в дальнейшем,​ но небольшими темпами:​ в 1908 г. она составила 598, в 1920 г. – 667 чел.[12]
  
 Селение было довольно компактным,​ улицы – узкими,​ как и в большинстве татарских селений[13]. В Государственном архиве РТ сохранился план деревни 1885 г. хорошей сохранности,​ на котором нанесено местоположение 95 домов[14]. Селение было довольно компактным,​ улицы – узкими,​ как и в большинстве татарских селений[13]. В Государственном архиве РТ сохранился план деревни 1885 г. хорошей сохранности,​ на котором нанесено местоположение 95 домов[14].
  
-В дореволюционный период деревни Верхняя (Новая) Масра и Старая (Нижняя) Масра имели совместный земельный надел. Согласно геометрическому плану 1794 г., в него входили 1476,48 дес. ​ пашенной земли, 3,7 дес. сенных покосов,​ 850,1 дес. строевого и дровяного ​ леса. Усадьбы и огороды занимали 36,48 дес., проселочные дороги – 9,28 дес., под речками Кисмесь,​ Масра, оврагами и мельничными прудами находилось 4,73 дес.[15] В начале XX века на одну надельную душу в дер. Верхняя Масра приходилось 4,2 кв. сажени,​ на наличную душу – 3 кв. сажени земли[16]. Когда-то в окрестностях деревни произрастали дубовые леса, но после учреждения в 1718 г. лашманской повинности они интенсивно вырубались ​ и к концу первой четверти XIX в. в лесных дачах селения остались лишь еловые и липовые деревья[17].+В дореволюционный период деревни Верхняя (Новая) Масра и Старая (Нижняя) Масра имели совместный земельный надел. Согласно геометрическому плану 1794 г., в него входили 1476,48 дес. пашенной земли, 3,7 дес. сенных покосов,​ 850,1 дес. строевого и дровяного леса. Усадьбы и огороды занимали 36,48 дес., проселочные дороги – 9,28 дес., под речками Кисмесь,​ Масра, оврагами и мельничными прудами находилось 4,73 дес.[15] В начале XX века на одну надельную душу в дер. Верхняя Масра приходилось 4,2 кв. сажени,​ на наличную душу – 3 кв. сажени земли[16]. Когда-то в окрестностях деревни произрастали дубовые леса, но после учреждения в 1718 г. лашманской повинности они интенсивно вырубались и к концу первой четверти XIX в. в лесных дачах селения остались лишь еловые и липовые деревья[17].
  
-По сведениям 1884 г., 77 домохозяйств в Верхней Масре обрабатывали земельные наделы своими руками, ​ 27 сдавали их в аренду полностью,​ а еще 13 – частично. Большое количество арендодателей свидетельствует о бедности местного населения,​ часть которого не имела средств даже на содержание лошадей – основной рабочей силы на селе.+По сведениям 1884 г., 77 домохозяйств в Верхней Масре обрабатывали земельные наделы своими руками,​ 27 сдавали их в аренду полностью,​ а еще 13 – частично. Большое количество арендодателей свидетельствует о бедности местного населения,​ часть которого не имела средств даже на содержание лошадей – основной рабочей силы на селе.
  
 Материальный достаток местных крестьян в конце XIX века И.А. Износков оценивал как «посредственный»[18]. Из 109 домов деревни 87 были крыты тёсом, 22 – соломой. Высокий процент тесовых крыш говорит о неплохой обеспеченности лесом. 27 крестьянских семьей имели жилой дом с одной хозяйственной постройкой,​ 23 – с двумя постройками. У 19 семьей в собственности были 2 и более жилых домов. Население деревни воду брало из колодцев,​ которых в конце XIX века было 2[19]. Материальный достаток местных крестьян в конце XIX века И.А. Износков оценивал как «посредственный»[18]. Из 109 домов деревни 87 были крыты тёсом, 22 – соломой. Высокий процент тесовых крыш говорит о неплохой обеспеченности лесом. 27 крестьянских семьей имели жилой дом с одной хозяйственной постройкой,​ 23 – с двумя постройками. У 19 семьей в собственности были 2 и более жилых домов. Население деревни воду брало из колодцев,​ которых в конце XIX века было 2[19].
Строка 19: Строка 21:
 Немаловажное место в жизни крестьян занимала занятие промыслами. Как уже отмечалось,​ жители Верхней Масры оказывали услуги по обрезанию магометанских мальчиков. Эта была ответственная операция,​ которая требовала от человека,​ совершавшего «предписание шариата»,​ опредеелнных умений и медицинских знаний. «Обыкновенно ремесло это передается из рода в род», – отмечал А.Сухарев[20]. Этот вид промысла был отхожим,​ т. е. мужчины Верхней Масры выезжали в разные регионы для оказания своих услуг. По сведениям 1884 г., этим делом занимались 48 человек. Немаловажное место в жизни крестьян занимала занятие промыслами. Как уже отмечалось,​ жители Верхней Масры оказывали услуги по обрезанию магометанских мальчиков. Эта была ответственная операция,​ которая требовала от человека,​ совершавшего «предписание шариата»,​ опредеелнных умений и медицинских знаний. «Обыкновенно ремесло это передается из рода в род», – отмечал А.Сухарев[20]. Этот вид промысла был отхожим,​ т. е. мужчины Верхней Масры выезжали в разные регионы для оказания своих услуг. По сведениям 1884 г., этим делом занимались 48 человек.
  
-Еще одним прибыльным и излюбленным промыслом для местных жителей был валяльный,​ распространенный ​ по всей Кармышской волости. Он давал возможность крестьянам зарабатывать в свободное зимнее время неплохие деньги. Многие занимались им дома, сбывая валяную обувь на ближайших базарах и в г. Казани. Но большинство «валяльщиков» все же работали на стороне. Жители Верхней Масры были признанными мастерами этого дела, а саму деревню считают центром возникновения данного промысла. После окончания полевых работ, в конце сентября или в начале октября,​ «мастер-валяльщик» подыскав себе в «пару» помощника отправлялся на работу в другие регионы. Жители Верхней Масры работали в Мензелинском,​ Белебеевском,​ Бирском и Елабужском уездах. Заказчики знали мастеров по их прежней работе,​ поэтому приходили к ним сами, или же валяльщики,​ переходя из одной деревни в другую,​ сами предлагали свои услуги. Проработав три месяца,​ «пара» к Новому году возвращалась домой, принося с собой от 40 до 60 рублей денег[21]. По сведениям периодической печати того времени,​ валяльщики брали за работу «с фунта по 10 коп., при готовой пище и квартире» [22]. Хороший мастер с расторопным помощником изготовляли восьмифунтовые валенки за одни сутки. Вырученная за работу сумма всегда делилась пополам. Заработок был хорошим. ​ Как отмечали те же источники,​ «в прежние времена «пара» приносила домой более чем теперь,​ так как валяли не дешевле 15 коп. с фунта, но с развитием валяльного промысла во многих деревнях Мамадышского уезда, откуда теперь также идут многие валяльщики в те же уезды, заработная плата упала до 10 коп. с фунта»[23].+Еще одним прибыльным и излюбленным промыслом для местных жителей был валяльный,​ распространенный по всей Кармышской волости. Он давал возможность крестьянам зарабатывать в свободное зимнее время неплохие деньги. Многие занимались им дома, сбывая валяную обувь на ближайших базарах и в г. Казани. Но большинство «валяльщиков» все же работали на стороне. Жители Верхней Масры были признанными мастерами этого дела, а саму деревню считают центром возникновения данного промысла. После окончания полевых работ, в конце сентября или в начале октября,​ «мастер-валяльщик» подыскав себе в «пару» помощника отправлялся на работу в другие регионы. Жители Верхней Масры работали в Мензелинском,​ Белебеевском,​ Бирском и Елабужском уездах. Заказчики знали мастеров по их прежней работе,​ поэтому приходили к ним сами, или же валяльщики,​ переходя из одной деревни в другую,​ сами предлагали свои услуги. Проработав три месяца,​ «пара» к Новому году возвращалась домой, принося с собой от 40 до 60 рублей денег[21]. По сведениям периодической печати того времени,​ валяльщики брали за работу «с фунта по 10 коп., при готовой пище и квартире» [22]. Хороший мастер с расторопным помощником изготовляли восьмифунтовые валенки за одни сутки. Вырученная за работу сумма всегда делилась пополам. Заработок был хорошим. Как отмечали те же источники,​ «в прежние времена «пара» приносила домой более чем теперь,​ так как валяли не дешевле 15 коп. с фунта, но с развитием валяльного промысла во многих деревнях Мамадышского уезда, откуда теперь также идут многие валяльщики в те же уезды, заработная плата упала до 10 коп. с фунта»[23].
  
-Некоторые крестьяне–отходники со временем переезжали в другие места, покидая родную деревню навсегда. К сожалению,​ не всегда есть возможность установить имена переселенцев. По сохранившимся архивным документам ​ известно,​ что в 1892 г.  в Оренбургскую губернию перебрался Хамзин Мифтахутдинов,​ в 1894 г.  туда же на постоянное жительство направились Зиятдин и Шагимардан Ахметзяновы с семьями. В 1895 г. в Омской губернии обосновался Даутов Хасан с семьей[24].+Некоторые крестьяне–отходники со временем переезжали в другие места, покидая родную деревню навсегда. К сожалению,​ не всегда есть возможность установить имена переселенцев. По сохранившимся архивным документам известно,​ что в 1892 г. в Оренбургскую губернию перебрался Хамзин Мифтахутдинов,​ в 1894 г. туда же на постоянное жительство направились Зиятдин и Шагимардан Ахметзяновы с семьями. В 1895 г. в Омской губернии обосновался Даутов Хасан с семьей[24].
  
 Кроме того валяльного промысла жители Верхней Масры занимались шерстобитным и портняжным промыслами,​ плетением лаптей,​ нанимались пастухами,​ подрабатывали разнорабочими,​ караульщиками и т.д. [25] По сведениям 1895 г., 10 человек были задействованы в мелочной торговле,​ их совместный доход составлял около 150 рублей в год[26]. Примечательно,​ что мелочную лавку в д. Верхняя Масра содержал крестьянин д. Мирзян Малмыжского уезда Вятской губернии Хафиз Галимов[27]. В конце XIX века два местных жителя занимались пчеловодством. Ульев у них было немного (32) и доход они приносили небольшой (20 рублей в год)[28]. Кроме того валяльного промысла жители Верхней Масры занимались шерстобитным и портняжным промыслами,​ плетением лаптей,​ нанимались пастухами,​ подрабатывали разнорабочими,​ караульщиками и т.д. [25] По сведениям 1895 г., 10 человек были задействованы в мелочной торговле,​ их совместный доход составлял около 150 рублей в год[26]. Примечательно,​ что мелочную лавку в д. Верхняя Масра содержал крестьянин д. Мирзян Малмыжского уезда Вятской губернии Хафиз Галимов[27]. В конце XIX века два местных жителя занимались пчеловодством. Ульев у них было немного (32) и доход они приносили небольшой (20 рублей в год)[28].
Строка 29: Строка 31:
 В д. Верхняя Масра всегда был один приход. Первым известным имамом селения был Шамсутдин Назмутдинов,​ который начал свою службу в 1829 г.[32] В 1868 г. в помощь ему вторым имамом был назначен его сын Залялетдин Шамсутдинов(1837-1922),​ имевший звания имам-хатыпа и мударриса. Он помогал отцу при исполнении обязанностей имама, а также выполнял функцию муаззина,​ поскольку человек,​ исполнявший эти обязанности умер в 1872 г. [33] З.Шамсутдинов окончил знаменитое медресе д. Кшкар, учился у дамеллы Исмагила Утямышева[34]. Он руководил приходом до начала XX века, передав в 1907 г. обязанности первого муллы своему сыну Абдурахману,​ родившемуся в 1883 г. Сам З. Шамсутдинов,​ хотя ему было около 70 лет, выполнял обязанности второго муллы прихода. А. Залялетдинов также получил образование в знаменитом медресе д. Кшкар, он был учеником Абдурахмана Утямышева – сына учителя его отца[35]. Эта династия имамов на протяжении целого столетия исправно служила жителям Верхней Масры. Не ограничиваясь исполнением религиозных треб, ее представители безвозмездно обучали детей прихожан. При мечети работало мектебе,​ в котром в 80-е гг. XIX века обучались 15 мальчиков и 12 девочек[36]. В 1890-е годы число учащихся выросло:​ мальчиков стало 25, девочек – 15[37]. В начале XX века, в связи с повышением востребованности в образованных людях число обучающихся в мектебе сущесвтенно увеличилось. По сведениям 1909 г. здесь обучались 48 мальчиков и 46 девочек[38]. В д. Верхняя Масра всегда был один приход. Первым известным имамом селения был Шамсутдин Назмутдинов,​ который начал свою службу в 1829 г.[32] В 1868 г. в помощь ему вторым имамом был назначен его сын Залялетдин Шамсутдинов(1837-1922),​ имевший звания имам-хатыпа и мударриса. Он помогал отцу при исполнении обязанностей имама, а также выполнял функцию муаззина,​ поскольку человек,​ исполнявший эти обязанности умер в 1872 г. [33] З.Шамсутдинов окончил знаменитое медресе д. Кшкар, учился у дамеллы Исмагила Утямышева[34]. Он руководил приходом до начала XX века, передав в 1907 г. обязанности первого муллы своему сыну Абдурахману,​ родившемуся в 1883 г. Сам З. Шамсутдинов,​ хотя ему было около 70 лет, выполнял обязанности второго муллы прихода. А. Залялетдинов также получил образование в знаменитом медресе д. Кшкар, он был учеником Абдурахмана Утямышева – сына учителя его отца[35]. Эта династия имамов на протяжении целого столетия исправно служила жителям Верхней Масры. Не ограничиваясь исполнением религиозных треб, ее представители безвозмездно обучали детей прихожан. При мечети работало мектебе,​ в котром в 80-е гг. XIX века обучались 15 мальчиков и 12 девочек[36]. В 1890-е годы число учащихся выросло:​ мальчиков стало 25, девочек – 15[37]. В начале XX века, в связи с повышением востребованности в образованных людях число обучающихся в мектебе сущесвтенно увеличилось. По сведениям 1909 г. здесь обучались 48 мальчиков и 46 девочек[38].
  
-Верхняя Масра в себе хранит память о великом сыне татарского народа – поэте Г.Тукае. Жена имама З. Шамсутдинова Фаиза-абыстай приходилась родной сестрой его отцу – Мухамедгарифу Тукаеву. Залялетдин-хазрат и Фаиза-абыстай узнав о нелегкой жизни Габдуллы написали письмо родной сестре –  Газизе Усмановой с просьбой помочь мальчику,​ оставшемуся без отца и матери. Эта семья взяла будущего поэта к себе, согрев сироту своим теплом[39]. Когда в 1907 г. Г.Тукай приезжал на родину,​ чтобы пройти комиссию для армии, он навестил своих родственников в деревнях Большая Атня, Большой Менгер,​ Учили, Каенсар. Побывал он и в Верхней Масре, у сына Залялетдина Шамсутдинова Абдрахмана. Г.Тукай советовал ему не становиться муллой,​ так как предвидел,​ что ситуация в стране меняется и быть муллой в будущем будет небезопасно. Как раз в то время Абдурахман должен был получить Указ на звание имам-хатыпа (это произошло 30 сентября 1907 г.). Действительно,​ Абдурахмана-хазрата после установления советской власти 10 раз увозили в Арск. Какое–то время он находился в заключении и, по воспоминиям старшего поколения,​ от более печального исхода его оберегали односельчане. Абдурахман-хазрата уважали,​ чтили, он был добродушным и щедрым человеком. Как и его отец, жил очень скромно и свои саадака (пожертвования) раздавал бедным людям.+Верхняя Масра в себе хранит память о великом сыне татарского народа – поэте Г.Тукае. Жена имама З. Шамсутдинова Фаиза-абыстай приходилась родной сестрой его отцу – Мухамедгарифу Тукаеву. Залялетдин-хазрат и Фаиза-абыстай узнав о нелегкой жизни Габдуллы написали письмо родной сестре – Газизе Усмановой с просьбой помочь мальчику,​ оставшемуся без отца и матери. Эта семья взяла будущего поэта к себе, согрев сироту своим теплом[39]. Когда в 1907 г. Г.Тукай приезжал на родину,​ чтобы пройти комиссию для армии, он навестил своих родственников в деревнях Большая Атня, Большой Менгер,​ Учили, Каенсар. Побывал он и в Верхней Масре, у сына Залялетдина Шамсутдинова Абдрахмана. Г.Тукай советовал ему не становиться муллой,​ так как предвидел,​ что ситуация в стране меняется и быть муллой в будущем будет небезопасно. Как раз в то время Абдурахман должен был получить Указ на звание имам-хатыпа (это произошло 30 сентября 1907 г.). Действительно,​ Абдурахмана-хазрата после установления советской власти 10 раз увозили в Арск. Какое–то время он находился в заключении и, по воспоминиям старшего поколения,​ от более печального исхода его оберегали односельчане. Абдурахман-хазрата уважали,​ чтили, он был добродушным и щедрым человеком. Как и его отец, жил очень скромно и свои саадака (пожертвования) раздавал бедным людям.
  
 Жители деревень Верхняя Масра и Старая Масра совместно с жителями деревень Ташкичу,​ Сиза, Губурчак,​ Сикертан,​ Казаклар,​ Чума-Елга,​ Старый Муй, Верхняя Корса, Нижняя Корса, Корса Почмак,​ Средняя Корса проводили праздник так называемый «Джиен Му»[40]. Жители деревень Верхняя Масра и Старая Масра совместно с жителями деревень Ташкичу,​ Сиза, Губурчак,​ Сикертан,​ Казаклар,​ Чума-Елга,​ Старый Муй, Верхняя Корса, Нижняя Корса, Корса Почмак,​ Средняя Корса проводили праздник так называемый «Джиен Му»[40].
  
-Э.К.Салахова+//Э.К.Салахова//
  
 [1] Гарипова Ф.Г. Авыллар һәм калалар тарихыннан. Т I. Казан: Матбугат йорты, 2001. б. 460. [1] Гарипова Ф.Г. Авыллар һәм калалар тарихыннан. Т I. Казан: Матбугат йорты, 2001. б. 460.
  
-[2] Список мест населенных пунктов Казанского уезда, с кратким их описанием. XII Кармышская волость /Сост. И.А.Износков. Казань:​ Типография Губернского Правления,​ 1885. С. 6.+[2] Список мест населенных пунктов Казанского уезда, с кратким их описанием. XII Кармышская волость / Сост. И.А.Износков. Казань:​ Типография Губернского Правления,​ 1885. С. 6.
  
-[3] Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам) ​<​nowiki>​<​nowiki>//​</​nowiki> ​</​nowiki>​ Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Сб. статей. Вып. 4. Материалы Всероссийской научной конференции «Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья (XVI – XVIII вв.)» и Круглого стола «Понятия «чюваш» и «ясашная чюваша» в письменных источниках XVI –XVIII вв. как этническая и социальная страты» (г.Казань,​ 6 декабря 2013 г.), проведенного в рамках данной конференции. Казань:​ Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Изд-во «Яз», 2014. С. 275.+[3] Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам) <​nowiki>//</​nowiki>​ Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Сб. статей. Вып. 4. Материалы Всероссийской научной конференции «Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья (XVI – XVIII вв.)» и Круглого стола «Понятия «чюваш» и «ясашная чюваша» в письменных источниках XVI –XVIII вв. как этническая и социальная страты» (г.Казань,​ 6 декабря 2013 г.), проведенного в рамках данной конференции. Казань:​ Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Изд-во «Яз», 2014. С. 275.
  
 [4] Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 гг. / Под ред. И.П. Ермолаева,​ М.А. Усманова;​ Сост. Р.Н. Степанов. Казань:​ Изд-во Казан. Ун-та, 1978. С. 124. [4] Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 гг. / Под ред. И.П. Ермолаева,​ М.А. Усманова;​ Сост. Р.Н. Степанов. Казань:​ Изд-во Казан. Ун-та, 1978. С. 124.
Строка 91: Строка 93:
 [28] Материалы для сравнительной оценки земельных угодий в уездах Казанской губернии. Вып.3. Уезд Казанский. Казань:​ Типография Г.М.Вечеслава,​ 1887. С. 8-11; НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д. 592. Л. 221 об.-222. [28] Материалы для сравнительной оценки земельных угодий в уездах Казанской губернии. Вып.3. Уезд Казанский. Казань:​ Типография Г.М.Вечеслава,​ 1887. С. 8-11; НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д. 592. Л. 221 об.-222.
  
-[29] Экстракт в правительствующий сенат из Казанской губернской канцелярии о татарских мечетях ​<​nowiki>​<​nowiki>//​</​nowiki> ​</​nowiki>​ Эхо веков. 2006. № 1.+[29] Экстракт в правительствующий сенат из Казанской губернской канцелярии о татарских мечетях <​nowiki>//</​nowiki>​ Эхо веков. 2006. № 1.
  
 [30] НА РТ. Ф.204. Оп.177. Д. 1232. Л. 411 об. [30] НА РТ. Ф.204. Оп.177. Д. 1232. Л. 411 об.
Строка 113: Строка 115:
 [39] Рәсүлева З.Ә. Тукай эзләреннән. Казан: Тат.кит.нәшр.,​ 1985. Б.24-26, 42-43; Әхмәтҗанов М.И. Тукай эзләре буйлап <​nowiki>//</​nowiki>​ Эзләнүләр,​ уйланулар,​ табышлар. Казан, 1989. Б.18-24. [39] Рәсүлева З.Ә. Тукай эзләреннән. Казан: Тат.кит.нәшр.,​ 1985. Б.24-26, 42-43; Әхмәтҗанов М.И. Тукай эзләре буйлап <​nowiki>//</​nowiki>​ Эзләнүләр,​ уйланулар,​ табышлар. Казан, 1989. Б.18-24.
  
-40] Гарипова Ф.Г. Авыллар һәм калалар тарихыннан. Т I. Казан: Матбугат йорты, 2001. б. 462.+[40] Гарипова Ф.Г. Авыллар һәм калалар тарихыннан. Т I. Казан: Матбугат йорты, 2001. б. 462.