Различия
Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия Последняя версия Следующая версия справа и слева | ||
верхняя_масра [2017/04/25 15:58] administrator |
верхняя_масра [2017/04/25 16:10] administrator |
||
---|---|---|---|
Строка 3: | Строка 3: | ||
**Верхняя Масра** | **Верхняя Масра** | ||
- | {{:halida:idel_alt8.jpg?nolink&295x284}}Деревня Верхняя Масра расположена на правом притоке р. Кисьмес (левый приток р. Казанка), в 18 км к северо-востоку от г. Арск. До 1920 г. входила в Кармышскую волость Казанского уезда Казанской губернии. Жители Верхней Масры, как и жители соседней дер. Старая Масра, издавна выделялись в округе своим обликом и родом деятельности. Местные мужчины были высокими и смуглыми, и прославились тем, что занимались редким промыслом – обрезанием мусульманских мальчиков. Это занятие приносило хорошие деньги и услуги выходцев из Верхней и Старой Масры были востребованы в разных уголках России, где проживали мусульмане. По народным преданиям, основали эти селения арабы, которые по приглашению булгарского эмира прибыли в Поволжье для обрезания мальчиков по предписаниям Священного Корана. Им были выделены земли в Заказанье и в Горной стороне. Г.Камал писал, что у них в семье хранились древние шаджара, подтверждавшие принадлежность к роду сахабы Анаса[1]. По объяснению И.А. Износкова слово «масра» означает «совершающий обрезание»[2]. | + | Деревня Верхняя Масра расположена на правом притоке р. Кисьмес (левый приток р. Казанка), в 18 км к северо-востоку от г. Арск. До 1920 г. входила в Кармышскую волость Казанского уезда Казанской губернии. Жители Верхней Масры, как и жители соседней дер. Старая Масра, издавна выделялись в округе своим обликом и родом деятельности. Местные мужчины были высокими и смуглыми, и прославились тем, что занимались редким промыслом – обрезанием мусульманских мальчиков. Это занятие приносило хорошие деньги и услуги выходцев из Верхней и Старой Масры были востребованы в разных уголках России, где проживали мусульмане. По народным преданиям, основали эти селения арабы, которые по приглашению булгарского эмира прибыли в Поволжье для обрезания мальчиков по предписаниям Священного Корана. Им были выделены земли в Заказанье и в Горной стороне. Г.Камал писал, что у них в семье хранились древние шаджара, подтверждавшие принадлежность к роду сахабы Анаса[1]. По объяснению И.А. Износкова слово «масра» означает «совершающий обрезание»[2]. |
Анализ исторческих источников показывает, что дер. Верхняя Масра возникла позже Старой Масры. Последняя, под названием Масра упоминается в списке населенных мест Казанского ханства, составленном Е.И.Чернышевым[3], а также в Писцовой книге Казанского уезда 1602 –1603 гг.[4] Верхняя же Масра впервые упоминается в переписной книге Арской дороги Казанского уезда 1678 г. под названием Малая Масра. [5] В дореволюционных источниках встречается еще одно наименование селения – Новая Масра. | Анализ исторческих источников показывает, что дер. Верхняя Масра возникла позже Старой Масры. Последняя, под названием Масра упоминается в списке населенных мест Казанского ханства, составленном Е.И.Чернышевым[3], а также в Писцовой книге Казанского уезда 1602 –1603 гг.[4] Верхняя же Масра впервые упоминается в переписной книге Арской дороги Казанского уезда 1678 г. под названием Малая Масра. [5] В дореволюционных источниках встречается еще одно наименование селения – Новая Масра. | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
По сведениям 1884 г., 77 домохозяйств в Верхней Масре обрабатывали земельные наделы своими руками, 27 сдавали их в аренду полностью, а еще 13 – частично. Большое количество арендодателей свидетельствует о бедности местного населения, часть которого не имела средств даже на содержание лошадей – основной рабочей силы на селе. | По сведениям 1884 г., 77 домохозяйств в Верхней Масре обрабатывали земельные наделы своими руками, 27 сдавали их в аренду полностью, а еще 13 – частично. Большое количество арендодателей свидетельствует о бедности местного населения, часть которого не имела средств даже на содержание лошадей – основной рабочей силы на селе. | ||
- | Материальный достаток местных крестьян в конце XIX века И.А. Износков оценивал как «посредственный»[18]. Из 109 домов деревни 87 были крыты тёсом, 22 – соломой. Высокий процент тесовых крыш говорит о неплохой обеспеченности лесом. 27 крестьянских семьей имели жилой дом с одной хозяйственной постройкой, 23 – с двумя постройками. У 19 семьей в собственности были 2 и более жилых домов. Население деревни воду брало из колодцев, которых в конце XIX века было 2[19]. | + | {{:halida:idel_alt8.jpg?nolink&295x284}}Материальный достаток местных крестьян в конце XIX века И.А. Износков оценивал как «посредственный»[18]. Из 109 домов деревни 87 были крыты тёсом, 22 – соломой. Высокий процент тесовых крыш говорит о неплохой обеспеченности лесом. 27 крестьянских семьей имели жилой дом с одной хозяйственной постройкой, 23 – с двумя постройками. У 19 семьей в собственности были 2 и более жилых домов. Население деревни воду брало из колодцев, которых в конце XIX века было 2[19]. |
Животноводство в Верхней Масре не было источником для получения дохода. Скот держали для прокормления собственной семьи. Так, в 1884 г. у жителей деревни имелись в собственности 53 коровы, 227 овец, 15 коз, 18 телят и 1 жеребенок . | Животноводство в Верхней Масре не было источником для получения дохода. Скот держали для прокормления собственной семьи. Так, в 1884 г. у жителей деревни имелись в собственности 53 коровы, 227 овец, 15 коз, 18 телят и 1 жеребенок . |