Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
Последняя версия Следующая версия справа и слева
верхняя_масра [2017/04/25 15:58]
administrator
верхняя_масра [2017/04/25 16:10]
administrator
Строка 3: Строка 3:
 **Верхняя Масра** **Верхняя Масра**
  
-{{:​halida:​idel_alt8.jpg?​nolink&​295x284}}Деревня Верхняя Масра расположена на правом притоке р. Кисьмес (левый приток р. Казанка),​ в 18 км к северо-востоку от г. Арск. До 1920 г. входила в Кармышскую волость Казанского уезда Казанской губернии. Жители Верхней Масры, как и жители соседней дер. Старая Масра, издавна выделялись в округе своим обликом и родом деятельности. Местные мужчины были высокими и смуглыми,​ и прославились тем, что занимались редким промыслом – обрезанием мусульманских мальчиков. Это занятие приносило хорошие деньги и услуги выходцев из Верхней и Старой Масры были востребованы в разных уголках России,​ где проживали мусульмане. По народным преданиям,​ основали эти селения арабы, которые по приглашению булгарского эмира прибыли в Поволжье для обрезания мальчиков по предписаниям Священного Корана. Им были выделены земли в Заказанье и в Горной стороне. Г.Камал писал, что у них в семье хранились древние шаджара,​ подтверждавшие принадлежность к роду сахабы Анаса[1]. По объяснению И.А. Износкова слово «масра» означает «совершающий обрезание»[2].+Деревня Верхняя Масра расположена на правом притоке р. Кисьмес (левый приток р. Казанка),​ в 18 км к северо-востоку от г. Арск. До 1920 г. входила в Кармышскую волость Казанского уезда Казанской губернии. Жители Верхней Масры, как и жители соседней дер. Старая Масра, издавна выделялись в округе своим обликом и родом деятельности. Местные мужчины были высокими и смуглыми,​ и прославились тем, что занимались редким промыслом – обрезанием мусульманских мальчиков. Это занятие приносило хорошие деньги и услуги выходцев из Верхней и Старой Масры были востребованы в разных уголках России,​ где проживали мусульмане. По народным преданиям,​ основали эти селения арабы, которые по приглашению булгарского эмира прибыли в Поволжье для обрезания мальчиков по предписаниям Священного Корана. Им были выделены земли в Заказанье и в Горной стороне. Г.Камал писал, что у них в семье хранились древние шаджара,​ подтверждавшие принадлежность к роду сахабы Анаса[1]. По объяснению И.А. Износкова слово «масра» означает «совершающий обрезание»[2].
  
 Анализ исторческих источников показывает,​ что дер. Верхняя Масра возникла позже Старой Масры. Последняя,​ под названием Масра упоминается в списке населенных мест Казанского ханства,​ составленном Е.И.Чернышевым[3],​ а также в Писцовой книге Казанского уезда 1602 –1603 гг.[4] Верхняя же Масра впервые упоминается в переписной книге Арской дороги Казанского уезда 1678 г. под названием Малая Масра. [5] В дореволюционных источниках встречается еще одно наименование селения – Новая Масра. Анализ исторческих источников показывает,​ что дер. Верхняя Масра возникла позже Старой Масры. Последняя,​ под названием Масра упоминается в списке населенных мест Казанского ханства,​ составленном Е.И.Чернышевым[3],​ а также в Писцовой книге Казанского уезда 1602 –1603 гг.[4] Верхняя же Масра впервые упоминается в переписной книге Арской дороги Казанского уезда 1678 г. под названием Малая Масра. [5] В дореволюционных источниках встречается еще одно наименование селения – Новая Масра.
Строка 15: Строка 15:
 По сведениям 1884 г., 77 домохозяйств в Верхней Масре обрабатывали земельные наделы своими руками,​ 27 сдавали их в аренду полностью,​ а еще 13 – частично. Большое количество арендодателей свидетельствует о бедности местного населения,​ часть которого не имела средств даже на содержание лошадей – основной рабочей силы на селе. По сведениям 1884 г., 77 домохозяйств в Верхней Масре обрабатывали земельные наделы своими руками,​ 27 сдавали их в аренду полностью,​ а еще 13 – частично. Большое количество арендодателей свидетельствует о бедности местного населения,​ часть которого не имела средств даже на содержание лошадей – основной рабочей силы на селе.
  
-Материальный достаток местных крестьян в конце XIX века И.А. Износков оценивал как «посредственный»[18]. Из 109 домов деревни 87 были крыты тёсом, 22 – соломой. Высокий процент тесовых крыш говорит о неплохой обеспеченности лесом. 27 крестьянских семьей имели жилой дом с одной хозяйственной постройкой,​ 23 – с двумя постройками. У 19 семьей в собственности были 2 и более жилых домов. Население деревни воду брало из колодцев,​ которых в конце XIX века было 2[19].+{{:​halida:​idel_alt8.jpg?​nolink&​295x284}}Материальный достаток местных крестьян в конце XIX века И.А. Износков оценивал как «посредственный»[18]. Из 109 домов деревни 87 были крыты тёсом, 22 – соломой. Высокий процент тесовых крыш говорит о неплохой обеспеченности лесом. 27 крестьянских семьей имели жилой дом с одной хозяйственной постройкой,​ 23 – с двумя постройками. У 19 семьей в собственности были 2 и более жилых домов. Население деревни воду брало из колодцев,​ которых в конце XIX века было 2[19].
  
 Животноводство в Верхней Масре не было источником для получения дохода. Скот держали для прокормления собственной семьи. Так, в 1884 г. у жителей деревни имелись в собственности 53 коровы,​ 227 овец, 15 коз, 18 телят и 1 жеребенок . Животноводство в Верхней Масре не было источником для получения дохода. Скот держали для прокормления собственной семьи. Так, в 1884 г. у жителей деревни имелись в собственности 53 коровы,​ 227 овец, 15 коз, 18 телят и 1 жеребенок .