Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Следующая версия
Предыдущая версия
верхняя_корса [2015/12/07 13:43]
administrator создано
верхняя_корса [2015/12/10 15:53]
administrator
Строка 1: Строка 1:
  
  
-**ВЕРХНЯЯ КОРСА` ** (Югары Курса),​ село в Арском р-не, на р. Кисьмесь,​ в 8 км к В. от пгт Арск. До 1920  г. входило в Кармышскую вол. Казанского у. Казанской губ. С 1920 г. в составе Верхнекорсинского сельсовета ​ Арского кантона ТАССР. С 10 августа 1930 г.  в Арском,​ с 19 февраля ​ 1944 г. в Чурилинском,​ с 14 мая 1956 г. вновь в  Арском районах. ​  ​27 июля 1988 г. передано в ведение Среднекорсинского сельсовета (с 2005 – Среднекорсинское сельское поселение). По мнению И.А.Износкова ​ наименование села происходит от  татарского ​ **кыр ​ ** = **поле** и **су** =**вода. ** По другой версии,​ оно восходит к слову **«курс»** – местному названия лыка, заготавливаемого здесь в прошлом в больших объемах. Селение основано в период Казанского ханства. В русских источниках 16 – 18 вв. упоминается под названием ​ Корса, ​ входило в Арскую даругу Казанского уезда. Население составляли служилые и ясачные татары,​ в исторических источниках именуемые «ясачными чувашами». ​ Во второй половине ​ 16 в.  жители ​ подверглись частичной христианизации,​ что вызвало появление в селе ​ категорий «служилых новокрещен» ​ и «ясачных новокрещен», ​  ​однако к концу 17 в. селение вновь стало мусульманским. По сведениям 1678, в Корсе ​ было ​ 19 дворов,​ в которых ​ проживали 38 душ. Через сто лет, ​  ​в 1782 г., здесь насчитывалось уже ​ 175 душ мужского пола. ​ В конце – начале 19 вв.   ​имам-хатибом местной мечети и мударрисом ​ медресе являлся уроженец села выдающийся богослов ​ и религиозный деятель Абу Наср Курсави (1771- 1812). Он оставил более десяти сочинений на арабском ​ языке, «Хафтияк тафсире» («Толкование к 1/7 части Корана») на татар. языке. Наиболее ​ известное ​ сочинение ​  ​— трактат «аль-Иршад ли-л-ибад» («Наставление для рабов Божьих»),​ в котором ​ рассматривались вопросы,​ касающиеся источников и принципов //​фикха//​ (мусульманского правоведения). После смерти Курсави место имама мечети и мударриса медресе в д. Верх. Корса занял ​ его брат Габдулхалик Курсави ​ (? — 1843 или 1844). В первой половине 19 в. медресе стало одним из центров мусульманской учености Заказанья. Здесь преподавали ​ видные татарские богословы и просветители:​ Гатаулла Мухамметов,​ Мухаммедшакир Уразгильдиев,​ Хасан Хамитов и др. Одновременно обучалось до 70 шакирдов. Среди выпускников учебного заведения ​ –  известный религиозный деятель Мухаммадзариф Амиханов ​ (1853 – 1921), отец писателя ​ Ф.Амирхана,​ имам 9-й соборной мечети («Иске-Таш») в Казани. Он являлся автором учебных пособий для новометодных медресе,​ в  1870–1880-е гг. принимал участие в подготовке и издании двухтомного тафсира Корана «Аль-Фаваид» («Польза»),​ широко известного среди российских мусульман. Здесь обучался видный ​  ​религиозный ​ деятель,​ просветитель,​ астроном Шамсутдин Культяси (1856 или 1857– 1933). Авторитет медресе и его преподавателей привлекали внимание благотворителей. ​ В середине 19 в. в Верхней Корсе была построена каменная мечеть в стиле позднего классицизма,​ строительство которой финансировали казанские купцы второй гильдии ​ Абдулкарим (1813–74) ​  ​и Губайдулла (?—1870) Апанаевы. ​ На благоустройство духовных заведений значительные средства пожертвовал казанский ​ купец 2-й гильдии А.Ю.Чукин (1824-1895). Основными занятиями населения являлись земледелие и  разведение скота. Из-за неплодородных суглинистых почв жителям Верхней Корсы приходилось искать дополнительные доходы,​ зарабатывая на жизнь ​ плотничным, ​ скорняжным ​ и шерстобитным промыслами,​ мелкой торговлей, ​ пчеловодством. В начале 20 в. в селе ​ функционировали ​ 2 вод. мельницы,​ кузница,​ 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской ​ общины (совместно ​ с общиной д. Ниж. Корса) составлял 4398 дес. На одну душ мужского пола в среднем приходилось 4,2 дес. земли, что было выше, чем в большинстве окрестных селений. Во второй половине 19 – начале 20 вв. быстрыми темпами росло население Верхней Корсы: ​ в 1859 г. здесь проживало 923, в 1897 г. – 1197, в 1908 – 1360, в 1920 – 1484, в 1926 – 1412 человек. В  1917 был организован Верхнекорсинский ​ сельский совет, в который вошли ​ с. Верхняя Корса и д.Нижняя Корса. ​ В 1928 г. была предпринята первая попытка организации коллективного хозяйства – основана артель «Ирек юлы», просуществовавшая недолго. В 1929 г. жители Верхней и Нижней ​  ​Корсы объединились в  колхоз «Куряш Курса»,​ с 1932 г. – «Батыр Курса». В 1933 г. селе был построен клуб, в 1936 г. срезан минарет мечети,​ которую перестроили под школу. В  1951 г. колхоз «Батыр Корса» влился в укрупненный колхоз ​ «Авангард»,​ в 1959 г. –  в   ​колхоз «Корса»,​ объединявший 6 деревень (Верхняя Корса, Средняя Корса, Нижняя Корса, Алан, Сарай-Чекурча,​ Курайвань) и являвшийся одним из крупнейших коллективных хозяйств Арского района. ​ В 1990-е на его базе образовалось ​ несколько самостоятельных хозяйств. Ныне с. Верхняя Корса входит в состав коллективного предприятия ООО «Корсинский МТС». В послевоенный период ​ численность населения села начала уменьшаться. В  1958 г. здесь проживало 397, в 1970 — 313, в 1979 — 273, в 1989 — 211 человек. ​ На 2015 в селе насчитывается 222 жителей ​ (татары),​ 72 личных хозяйства. Имеются начальная школа, фельдшерско-акушерский пункт, магазин,​ функционирует мечеть. ​ Население ​ работает в  ООО «Корсинский МТС» (центр – д. Средняя Корса; специализация – растениеводство и животноводство),​ на предприятиях и организациях Арска. В личной собственности жителей 70 легковых автомобилей,​ 3 мотоцикла, ​ 3 трактора. Селение славится ​ родниками,​ а также мастерами борьбы «куряш». Верхняя Корса ​ – родина писателя У.Ф.Бакирова (1896 — 1982).+**{{:​hcorsa.jpg?​nolink&​250x188 ​ }}​ВЕРХНЯЯ КОРСА` ** (Югары Курса),​ село в Арском районе, на р. Кисьмесь,​ в 8 км к востоку ​от пгт Арск. До 1920 г. входило в Кармышскую вол. Казанского у. Казанской губ. С 1920 г. в составе Верхнекорсинского сельсовета Арского кантона ТАССР. С 10 августа 1930 г. в Арском,​ с 19 февраля 1944 г. в Чурилинском,​ с 14 мая 1956 г. вновь в Арском районах. 27 июля 1988 г. передано в ведение Среднекорсинского сельсовета (с 2005 – Среднекорсинское сельское поселение). 
 + 
 +По мнению И.А.Износкова наименование села происходит от татарского **кыр ** = **поле** и **су** =**вода. ** По другой версии,​ оно восходит к слову **«курс»** – местному названия лыка, заготавливаемого здесь в прошлом в больших объемах. Селение основано в период Казанского ханства. В русских источниках 16 – 18 вв. упоминается под названием Корса, входило в Арскую даругу Казанского уезда. Население составляли служилые и ясачные татары,​ в исторических источниках именуемые «ясачными чувашами». Во второй половине 16 в. жители подверглись частичной христианизации,​ что вызвало появление в селе категорий «служилых новокрещен» и «ясачных новокрещен»,​ однако к концу 17 в. селение вновь стало мусульманским. По сведениям 1678, в Корсе было 19 дворов,​ в которых проживали 38 душ. Через сто лет, в 1782 г., здесь насчитывалось уже 175 душ мужского пола. В конце – начале 19 вв. имам-хатибом местной мечети и мударрисом медресе являлся уроженец села выдающийся богослов и религиозный деятель Абу Наср Курсави (1771- 1812). Он оставил более десяти сочинений на арабском языке, «Хафтияк тафсире» («Толкование к 1/7 части Корана») на татар. языке. Наиболее известное сочинение — трактат «аль-Иршад ли-л-ибад» («Наставление для рабов Божьих»),​ в котором рассматривались вопросы,​ касающиеся источников и принципов //​фикха//​ (мусульманского правоведения). После смерти Курсави место имама мечети и мударриса медресе в д. Верх. Корса занял его брат Габдулхалик Курсави (? — 1843 или 1844). В первой половине 19 в. медресе стало одним из центров мусульманской учености Заказанья. Здесь преподавали видные татарские богословы и просветители:​ Гатаулла Мухамметов,​ Мухаммедшакир Уразгильдиев,​ Хасан Хамитов и др. Одновременно обучалось до 70 шакирдов. Среди выпускников учебного заведения – известный религиозный деятель Мухаммадзариф Амиханов (1853 – 1921), отец писателя Ф.Амирхана,​ имам 9-й соборной мечети («Иске-Таш») в Казани. Он являлся автором учебных пособий для новометодных медресе,​ в 1870–1880-е гг. принимал участие в подготовке и издании двухтомного тафсира Корана «Аль-Фаваид» («Польза»),​ широко известного среди российских мусульман. Здесь обучался видный религиозный деятель,​ просветитель,​ астроном Шамсутдин Культяси (1856 или 1857– 1933). Авторитет медресе и его преподавателей привлекали внимание благотворителей. В середине 19 в. в Верхней Корсе была построена каменная мечеть в стиле позднего классицизма,​ строительство которой финансировали казанские купцы второй гильдии Абдулкарим (1813–74) и Губайдулла (?—1870) Апанаевы. ​{{  :​hcorsa2.jpg?​nolink&​350x263}} 
 + 
 +На благоустройство духовных заведений значительные средства пожертвовал казанский купец 2-й гильдии А.Ю.Чукин (1824-1895). Основными занятиями населения являлись земледелие и разведение скота. Из-за неплодородных суглинистых почв жителям Верхней Корсы приходилось искать дополнительные доходы,​ зарабатывая на жизнь плотничным,​ скорняжным и шерстобитным промыслами,​ мелкой торговлей,​ пчеловодством. В начале 20 в. в селе функционировали 2 вод. мельницы,​ кузница,​ 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины (совместно с общиной д. Ниж. Корса) составлял 4398 дес. На одну душ мужского пола в среднем приходилось 4,2 дес. земли, что было выше, чем в большинстве окрестных селений. Во второй половине 19 – начале 20 вв. быстрыми темпами росло население Верхней Корсы: в 1859 г. здесь проживало 923, в 1897 г. – 1197, в 1908 – 1360, в 1920 – 1484, в 1926 – 1412 человек. В 1917 был организован Верхнекорсинский сельский совет, в который вошли с. Верхняя Корса и д.Нижняя Корса. В 1928 г. была предпринята первая попытка организации коллективного хозяйства – основана артель «Ирек юлы», просуществовавшая недолго. В 1929 г. жители Верхней и Нижней Корсы объединились в колхоз «Куряш Курса»,​ с 1932 г. – «Батыр Курса». В 1933 г. селе был построен клуб, в 1936 г. срезан минарет мечети,​ которую перестроили под школу. В 1951 г. колхоз «Батыр Корса» влился в укрупненный колхоз «Авангард»,​ в 1959 г. – в колхоз «Корса»,​ объединявший 6 деревень (Верхняя Корса, Средняя Корса, Нижняя Корса, Алан, Сарай-Чекурча,​ Курайвань) и являвшийся одним из крупнейших коллективных хозяйств Арского района. В 1990-е на его базе образовалось несколько самостоятельных хозяйств. Ныне с. Верхняя Корса входит в состав коллективного предприятия ООО «Корсинский МТС». В послевоенный период численность населения села начала уменьшаться. В 1958 г. здесь проживало 397, в 1970 — 313, в 1979 — 273, в 1989 — 211 человек. На 2015 в селе насчитывается 222 жителей (татары),​ 72 личных хозяйства. Имеются начальная школа, фельдшерско-акушерский пункт, магазин,​ функционирует мечеть. Население работает в ООО «Корсинский МТС» (центр – д. Средняя Корса; специализация – растениеводство и животноводство),​ на предприятиях и организациях Арска. В личной собственности жителей 70 легковых автомобилей,​ 3 мотоцикла,​ 3 трактора. Селение славится родниками,​ а также мастерами борьбы «куряш». Верхняя Корса – родина писателя У.Ф.Бакирова (1896 — 1982).
  
 Литература:​ Гарипова Ф.Г. Авыллар һәм калалар тарихыннан. Казан, Ч.1. с.659-668. Литература:​ Гарипова Ф.Г. Авыллар һәм калалар тарихыннан. Казан, Ч.1. с.659-668.