Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

верхние_метески [2017/04/20 15:19]
administrator создано
верхние_метески [2017/04/20 15:19]
administrator
Строка 1: Строка 1:
-Верхние Метески 
  
-Населенные пункты с похожими названиями нередко ​ имеют общую историю. Дер. Верхние Метески Арского района ведет начало ​ от одноименного селения ​ в   ​Тюлячинском районе РТ. Его жители когда-то ​ основали ​ Верхние Метески. Выходцы оттуда,​ в свою очередь,​ основали дер. Нижние ​ Метески Арского района. 
  
-Верхние Метески ​расположены на реке Ия, в 6 км к северо-востоку от  Арска. В  административном отношении до 1920 года входили в Кармышскую волость Казанского уезда Казанской губернии. ​ В дореволюционных документах упоминаются также под наименованием Большие Метески. ​ Происхождение названия селения ​ И.А. Износков связывал с арабским ​ словом «мутемисик» – «охраняющий,​ удерживающий»,​ что указывает на нахождение близ селения древних укреплений[1].+**Верхние Метески**
  
-Верхние Метески Арской дороги значатся в списке ​населенных мест периода Казанского ханства, составленном Е.И.Чернышевом[2]Деревня  также упоминается в Писцовой книге Казанского уезда 1602–1603 гг[3]. Число жителей в ней в разное ​время менялось. В 1782 г. здесь проживало ​ 90 душ ​муж. пола, в 1795  –  108 душ муж. пола[4], в 1834 г– 330  (164 м. и 166 ж.)[5]; в 1850 г. – 312  (173 м. и 139 ж.)[6]; в 1858 г. – 363  (189 м.  ​и 174 ж.)[7], ​ 1897 г. – 385[8], в 1908 г. –  452, в 1920 г. –  460 человек[9].  Таким ​образом, в конце XVIII – начале XX вв. население Верхних Метесков  росло,  но небольшими темпами.+Населенные пункты с похожими названиями нередко ​имеют общую историюДер. Верхние Метески Арского района ведет начало от одноименного селения в Тюлячинском районе РТЕго жители когдао основали Верхние Метески. Выходцы ​оттуда, в свою очередь, основали дер. Нижние Метески Арского района.
  
-Генеральное межевание в деревне ​проводилось ​2 июня 1793 г. По его результатам местные  крестьяне получили 1640 десятин ​и  1936 саженей земли в общее пользование ​с жителями дер. Нижние Метески. ​  Из этих земель ​ 1594 дес. и 2155 сажень  относились к категории удобных, а 45 дес. и 2181 сажень ​ – к неудобным землям. Общий ​объем пашни  ​составлял ​ 1108 дес. 1211 сажен. На момент межевания в обеих деревнях насчитывалось 922 ревизских душ мужского ​пола[10].+Верхние Метески ​расположены на реке Ия, в 6 км к северо-востоку от Арска. В административном отношении до 1920 года ​входили в Кармышскую волость Казанского ​уезда Казанской губернии. В дореволюционных ​документах упоминаются также под ​наименованием Большие Метески. ​Происхождение названия селения И.А. Износков связывал с арабским словом «мутемисик» – «охраняющий, удерживающий», что указывает на нахождение близ селения древних укреплений[1].
  
-В силу разных ​ обстоятельств, ​ крестьяне дер. ​Верхние Метески ​понемногу уступали часть своих земель другим владельцам. Например,  в  1853 г. участок пашни (2 дес. 745 сажен), леса (3 дес. 2005 саж.) и сенокосных угодий ​ (1534 саж.) отошел во владение генерал-майора ​ Александра Ивановича Свечина[11]. 20 июля 1874 г. угодья ​ между ​ деревнями ​ ​Верхние  Метески и Казылино приобрел ​на публичных торгах казанский купец Губайдулла Абдуллин. 8 августа 1881 г. он  продал 26,4   деспахотной ​и луговой земли   ​арскому ​купцу второй гильдии Степану Ивановичу Кисловуполучив за это 1000 рублей золотом[12]. По рассказам старожилов деревни, Кислов выращивал здесь лекарственные растения[13]. Память ​о нем, как о лекаре,  сохранилась у местных  жителей, а  прежние его владенияв настоящее время заросшие  кустарником,  до сих пор ​ называют местом или дачей Кислова.+Верхние Метески ​Арской дороги значатся в списке населенных ​мест периода Казанского ​ханства, составленном Е.И.Чернышевом[2]. Деревня ​также упоминается в Писцовой книге Казанского ​уезда 1602–1603 гг[3]. Число жителей в ней в разное ​время менялось. В 1782 г. здесь проживало 90 душ ​муж. полав 1795 – 108 душ муж. пола[4], ​в 1834 г. – 330 (164 м. и 166 ж.)[5]; в 1850 г– 312 (173 м. и 139 ж.)[6]; ​в 1858 г. – 363 (189 м. и 174 ж.)[7], 1897 г. – 385[8], в 1908 г. – 452, в 1920 г. – 460 человек[9]. Таким образом, в конце XVIII – начале XX вв. население ​Верхних Метесков росло, но небольшими темпами.
  
-В 1880-е гг. за крестьянами  Верхних Метесок числилось 783 десземли ​ в общей даче  с дер. ​Малые (Нижние)  ​Метески[14] ​В ​их земельный надел вклинивались ​участки, принадлежавшие Арскому мещанину И.Я. Горшенову (пустошь Ивановская в размере ​ 9,5 дес.) и  купцу Губайдулле Абдуллину (участок под ​названием  Свечинские сенные покосы площадью  26 дес.)[15].+Генеральное межевание в деревне проводилось 2 июня 1793 г. По его результатам местные ​крестьяне получили 1640 десятин и 1936 саженей ​земли в общее пользование с жителями ​дер. Нижние Метески. ​Из этих земель ​1594 дес. и 2155 сажень относились ​к категории удобных, а 45 дес. и 2181 сажень – к неудобным землям. Общий объем пашни составлял 1108 дес. ​1211 сажен. На момент межевания в обеих деревнях насчитывалось 922 ревизских душ мужского пола[10].
  
-С ростом населения  деревни и уменьшением ​количества земли ​нехватка ​ощущалась все более ​остро. В конце XIX  ​века в пользовании  крестьян дерВерхние Метески ​находилось 676,8 дес. земли, из них ​557,8 дес. составляла пашня, ​  ​2,​4 ​дес. – лес ​39,​9 ​дес. ​–  сенокосные угодья. ​ На одну ревизскую душу в среднем приходилось 4,3 дес. ​удобной земли, однако, если ​учитывать  все мужское население, эта цифра составляла  лишь 3,3 десятины[16].+В силу ​разных ​обстоятельств, крестьяне дер. Верхние ​Метески понемногу уступали часть своих ​земель другим владельцам. Например, ​в 1853 г. участок пашни (2 дес. 745 сажен), ​леса (3 дес. 2005 саж.) и сенокосных угодий (1534 саж.отошел во владение генерал-майора Александра Ивановича Свечина[11]. 20 июля 1874 г. угодья между ​деревнями ​Верхние Метески ​и Казылино приобрел на публичных торгах казанский купец Губайдулла ​Абдуллин. 8 августа 1881 гон продал 26,дес. ​пахотной и луговой земли арскому купцу второй гильдии Степану Ивановичу Кисловуполучив за это 1000 рублей золотом[12]. По рассказам ​старожилов деревни, Кислов выращивал здесь лекарственные растения[13]. Память о нем, как о лекаре, сохранилась у местных жителей, а прежние ​его владения, в настоящее ​время заросшие кустарником, до сих пор ​называют местом или дачей Кислова.
  
-Хотя ​земля была разделена по душам ​ мужского пола, она  ​находилась ​ в общем пользовании сельской общины. ​ После очередной ревизии пашня перераспределялась заново ​ по количеству душ в семье, сенокосы делились ежегодноКаждый домохозяин имел право пользоваться ​общественным выгоном. ​  В хозяйстве использовался трехпольный ​севооборотНа  ​озимом поле засевалась рожь,  ​на  яровом поле  ​половина  удобряемых земель ​ ​отдавалась под овес,   ​вторая половина ​ – под ​ полбу. Не удобряемые земли на 2/3 занимал овес, оставшиеся  1/3 –  греча. Удобряемая пашня находилась к югузападу и северу от деревнина расстоянии до  ½ версты. Почва там представляла собой темно-серый суглинок до 4 вершков глубиной, ​под которым начиналась  ​красная глина. Тем не менее,  земля ​считалась хорошей и относилась  ​к  первому разряду. Неудобряемая пашня относилась к третьему ​ разряду и представляла  светло-серый суглинок глубиной около двух вершков. Располагались эти земли ​от  реки Ия  до межи владений дер. Казанбаш, а также  между межой дер. Малые Метески (Нижние Метески) и межой дерКарачурма (Мендюш)[17].+В 1880-е гг. за крестьянами ​Верхних Метесок ​числилось 783 дес. земли в общей ​даче с дер. Малые (Нижние) Метески[14]. В их земельный надел вклинивались участки, принадлежавшие Арскому мещанину И.Я. Горшенову ​(пустошь Ивановская ​в размере 9,5 дес.) и купцу Губайдулле ​Абдуллину ​(участок ​под названием Свечинские ​сенные покосы площадью 26 дес.)[15].
  
-Сенокосы  Верхних Метесок были разделены на три разряда. Луга, отнесенные  к первому разряду, лежали по речке Ия и весной на короткое ​ время заливались  вешними  водамиТрава ​там росла хорошаяметлистая ​и пырейная с примесью мелкой осокиСенокосы ​ ​второго  ​разряда находились  ​у той же речки Ия, но в болотистой местностиК третьему разряду относились сенокосырасположенные по оврагу Мазар Ключ и безымянным речкам, ​а также в местах, поросших  кустарниками. Земли под выгон ​скота были отведены на высоких местах при деревне.+С ростом населения деревни и уменьшением ​количества земли нехватка ощущалась ​все более ​остро. В конце XIX века в пользовании ​крестьян ​дерВерхние Метески находилось 676,8 дес. земли, из них 557,8 дес. составляла пашня, 2,4 дес. – лес, 39,9 дес. – сенокосные угодья. На одну ревизскую душу в среднем приходилось 4,3 дес. удобной земли, однако, если учитывать все мужское население, эта цифра составляла ​лишь 3,3 десятины[16].
  
-Крестьянские усадьбы ​ крестьян занимали  3,6 десземли,  а  ​их огороды ​– 4,5 десятин[18]Улицы в дер. Верхние ​Метески были ​узкие, но дома ​располагались не скученно[19]. К 1890 г. в деревне насчитывалось  73 дома. В Национальном архиве РТ сохранились план деревни за указанный год и  список домохозяев[20].+Хотя земля была разделена по душам мужского пола, она находилась в общем пользовании сельской общины. После очередной ревизии пашня перераспределялась заново по количеству душ в семье, сенокосы делились ежегодно. Каждый домохозяин имел право пользоваться общественным выгономВ хозяйстве ​использовался трехпольный севооборотНа озимом поле засевалась ​рожь, ​на яровом поле половина удобряемых земель отдавалась под овес, вторая половина – под полбу. Не удобряемые земли на 2/3 занимал овес, оставшиеся 1/3 – греча. Удобряемая пашня находилась к югу, западу ​и северу от деревни, на расстоянии до ½ версты. Почва там представляла собой темно-серый суглинок ​до 4 вершков глубиной,​ под которым начиналась красная глина. Тем не менее, земля ​считалась ​хорошей и относилась к первому разряду. Неудобряемая пашня относилась к третьему разряду и представляла светло-серый суглинок глубиной около двух вершков. Располагались эти земли ​от реки Ия до межи владений дер. Казанбаш,​ а также между межой дер. Малые Метески (Нижние Метески) и межой дер. Карачурма (Мендюш)[17].
  
-Известный краевед И.А. Износков, характеризуя материальное положение  местных крестьян, ​отмечал, что ​ живут они «посредственно». 2/3 домов были крыты тесом, 1/3 – соломой. Большая ​часть семей  имела жилой дом с хозяйственными постройками. 3 семьи владели  двумя и более ​жилыми домами, а столько вообще  не  имели своего жилья[21].+Сенокосы Верхних Метесок были ​разделены на три разряда. Луга, отнесенные к первому разряду, ​лежали по речке Ия и весной на короткое время заливались вешними водами. Трава ​там росла хорошая, метлистая и пырейная с примесью ​мелкой осоки. Сенокосы второго разряда находились у той же речки Ия, но в болотистой местности. К третьему разряду относились сенокосы,​ расположенные по оврагу Мазар Ключ и безымянным речкам, а также в местах, поросших ​кустарниками. Земли под выгон скота были отведены на высоких местах при деревне.
  
-Основным занятием верхнеметескинцев  было хлебопашество. Подавляющее ​большинство ​крестьян ​сами обрабатывали свои ​земли, ​лишь 5,9 % населения сдавали наделы в аренду другим лицамБольшим подспорьем крестьянскому хозяйству ​было животноводство, благо сенокосные ​угодья ​ вдоль речки Ия позволяли держать скотинуВ 1880-е гг. в дер. Верхние Метески ​насчитывались 51 лошадь, 49 голов крупного рогатого скота, 10 жеребят,​ 224 овцы, 14 коз и 1 теленок[22]. Кроме того, в хозяйствах крестьян было зафиксировано   11 ульев, что говорит о том, пчеловодство ​не носило товарный ​характер и мед шел ​исключительно на собсвтенные нужды.+Крестьянские ​усадьбы крестьян ​занимали ​3,6 десземли, ​а их огороды – 4,десятин[18]. Улицы в дер. Верхние Метески были ​узкие, ​но дома располагались не скученно[19]К 1890 г. в деревне насчитывалось 73 дома. В Национальном архиве РТ сохранились план деревни ​за указанный ​год и список домохозяев[20].
  
-Жители дерВерхние Метески находили и другие источники дохода, занимаясь ​ местными и отхожими промыслами. В конце XIX века здесь ​получили ​ распространение ​промыслы, связанные с обработкой шкур животных: шерстобитныйскорняжный,​ выделка овчин, валяние сапог[23]. ​ Были  входу плотничное и стекольное дело, пилка леса, плетение ​решет. Местные портные ходили по соседним деревням и  шили на заказ одежду. Услуги жителям окрестных селений оказывали  ​два ​печника[24],​ еще два человека занимались извозом,​ один –  изготовлением украшений, в том числе  из серебра. ​ Кроме того, ​жители деревни нанимались на сельскохозяйственные работы, в пастухи,​ чернорабочие. Среди них были ​ 1 мясник и 1 мельник, который обслуживал водяную мельницу ​ на речке Ия[25].+Известный краевед И.А. Износков, характеризуя ​материальное положение местных ​крестьян, отмечал, что живут они ​«посредственно». 2/3 домов были крыты тесом, 1/3 – соломой. Большая часть семей имела жилой дом с хозяйственными постройками. 3 семьи владели двумя и более жилыми домамиа столько вообще не имели ​своего жилья[21].
  
-Показателем небольшого достатка местного населения ​является отсутствие на кладбище дер. Верхние Метески ​древних  эпиграфических памятников. Здесь ​привлекает внимание  лишь ​одно каменное надгробие 1915 г.,  принадлежащее Бибигазизе  ​Нугман кызы[26].+Основным ​занятием верхнеметескинцев было хлебопашество. Подавляющее большинство крестьян сами ​обрабатывали свои земли, лишь 5,9 % населения ​сдавали наделы в аренду другим лицам. Большим подспорьем крестьянскому хозяйству было животноводство,​ благо сенокосные угодья вдоль речки Ия позволяли ​держать скотину. В 1880-е гг. в дер. Верхние Метески насчитывались 51 лошадь,​ 49 голов крупного рогатого ​скота, 10 жеребят, 224 овцы, 14 коз ​и 1 теленок[22]. Кроме того, ​в хозяйствах крестьян было зафиксировано 11 ульев, что говорит о том, пчеловодство не носило товарный характер и мед шел ​исключительно на собсвтенные нужды.
  
-Время ​ постройки первой мечети в дер. Верхние Метески неизвестно, однако она попала в перечень  ​мусульманских культовых учреждений, уничтоженных в  1740-е гг. по указу ​императрицы Елизаветы Петровны В это время в деревне насчитывалось 20 дворов и  ​при сносе культового сооружения жители не были крещены[27]. Дата возведения новой мечети неизвестнапо крайней мере, в метрических книгах сведений на этот счет не сохранилось. Можно лишь констатироватьчто в середине XIX века в дерВерхние ​Метески уже была соборная мечеть, в числе прихожан которой числилось 189 мужчин и 174  женщин. С 1857 г. обязанности имам-хатыба здесь  выполнял Хуснутдин Шамсутдинов[28], в  1866 г. его ​сменил Таип Фахрутдинов[29]. В 1890-е гг.  он был обвинен вместе с муллами Мухамедшакиром Халяфовым (Малые Метески), Камалетдином Назмутдиновым упербаш) и  Мухаметситдиком Хафизовым (Кармыш-Казанбаш) в совершении незаконных ​разделов семейных имуществ[30]. Вероятно, за эти проступки  ​Т.Фахрутдинова  отстранили  от занимаемой должности,  поскольку в  1897 г. место имам-хатыба ​в  Верхних Метесках было вакантным[31]. В 1898 г. обязанности имам-хатыба здесь принял ​ Аухадей Мифтахутдинов, родившийся в 1870 г. Он обучался в медресе дер. Казылино Казанского уезда Казанской губернии у муллы Абдулхака Гатауллина[32]. В 1904 г. его сменил Мухаммадей Мифтахутдинов[33].+Жители дер. Верхние Метески находили и другие источники дохода, занимаясь местными и отхожими промыслами. В конце XIX века здесь получили распространение ​промыслы, связанные с обработкой шкур животных: шерстобитныйскорняжный, выделка овчин, валяние ​сапог[23]. Были ​входу плотничное и стекольное дело, пилка леса, плетение решет. Местные портные ходили ​по соседним деревням и шили на заказ одежду. Услуги жителям окрестных селений оказывали два печника[24], ​еще два человека занимались извозом, один ​– изготовлением украшений, в том ​числе ​из серебра. Кроме того, жители деревни ​нанимались ​на сельскохозяйственные работы, в пастухи, ​чернорабочие. Среди них были ​1 мясник и 1 мельник, который обслуживал водяную ​мельницу на речке Ия[25].
  
-При сельской мечети издавна работал мектеб. ​ Во времена Т.Фахрутдинова ​ в нем  ​обучались 20 мальчиков и 25 девочек[34]. При А.Мифтахутдинове  численность учащихся уменьшилась почти наполовину, составив в начале XX века лишь 12 мальчиков и 13 девочек[35]. С приходом М.Мифтахутдинова ​ число детей  в учебном заведении ​ ​вновь стало  ​расти. В лучшие годы его ​посещало до 30 мальчиков ​и 25 девочек, что для  ​небольшой деревни было не плохим показателем[36].+Показателем небольшого достатка местного ​населения является отсутствие на кладбище дер. Верхние Метески древних эпиграфических памятников. Здесь привлекает внимание лишь одно каменное надгробие 1915 г., принадлежащее Бибигазизе Нугман кызы[26].
  
-Население дер. Верхние Метески ​жило в постоянном взаимодействии ​с близлежащими селениями. Их общение проявлялось участием в базарахгде происходил не только обмен  ​товарамино и устанавливались человеческие связи. В дер. Верхние Метески,  как правилобрали невест из селений, с которыми имелись ​ ​давние ​отношения. Деревня ​входила в знаменитый джиен ​Заказанья «Күкчә җыены»(«Джиен Кукча») или же «Кыр җыены» («Полевой джиен»), который объединял жителей Нижнее Метески, Учили, Верезибаш, Средние Верези, Верхний АзякНижний Азяк, Мендюш, КачелиноКукча-Верези[37].+Время постройки первой мечети в дер. Верхние Метески ​неизвестно, однако она попала ​в перечень мусульманских культовых учреждений, уничтоженных ​в 1740-е гг. по указу ​императрицы Елизаветы Петровны. В это время в деревне насчитывалось 20 дворов и при сносе культового сооружения ​жители не были крещены[27]. Дата возведения новой мечети неизвестна, по крайней мерев метрических книгах сведений на этот счет не сохранилось. Можно лишь констатироватьчто в середине XIX века ​в дер. Верхние Метески ​уже была соборная мечеть, в числе ​прихожан ​которой числилось 189 мужчин и 174 женщин. С 1857 г. обязанности имам-хатыба здесь выполнял Хуснутдин ​Шамсутдинов[28],​ в 1866 г. его сменил Таип Фахрутдинов[29]. В 1890-е гг. он был обвинен вместе с муллами Мухамедшакиром Халяфовым (Малые Метески), Камалетдином Назмутдиновым (Купербаш) и Мухаметситдиком Хафизовым (Кармыш-Казанбаш) в совершении незаконных разделов семейных ​имуществ[30]. Вероятно, за эти проступки Т.Фахрутдинова отстранили от занимаемой должности, поскольку в 1897 г. место имам-хатыба в Верхних ​Метесках было вакантным[31]. ​В 1898 г. обязанности имам-хатыба здесь принял Аухадей Мифтахутдиновродившийся в 1870 г. Он обучался в медресе дер. ​Казылино Казанского ​уезда Казанской губернии у муллы Абдулхака Гатауллина[32]. ​В 1904 г. его сменил Мухаммадей Мифтахутдинов[33].
  
-Э.К.Салахова+При сельской мечети издавна работал мектебВо времена Т.Фахрутдинова в нем обучались 20 мальчиков и 25 девочек[34]. При А.Мифтахутдинове численность учащихся уменьшилась почти наполовину,​ составив в начале XX века лишь 12 мальчиков и 13 девочек[35]. С приходом М.Мифтахутдинова число детей в учебном заведении вновь стало расти. В лучшие годы его посещало до 30 мальчиков и 25 девочек,​ что для небольшой деревни было не плохим показателем[36].
  
-[1]  Список мест населенных пунктов Казанского уезда, с кратким их описанием. XII Кармышская волость /Сост. И.А.Износков. ​ Казань,​ 1885.  С.7.+Население дер. Верхние Метески жило в постоянном взаимодействии с близлежащими селениями. Их общение проявлялось участием в базарах,​ где происходил не только обмен товарами,​ но и устанавливались человеческие связи. В дер. Верхние Метески,​ как правило,​ брали невест из селений,​ с которыми имелись давние отношения. Деревня входила в знаменитый джиен Заказанья «Күкчә җыены»(«Джиен Кукча») или же «Кыр җыены» («Полевой джиен»),​ который объединял жителей Нижнее Метески,​ Учили, Верезибаш,​ Средние Верези,​ Верхний Азяк, Нижний Азяк, Мендюш,​ Качелино,​ Кукча-Верези[37]. 
 + 
 +//​Э.К.Салахова//​ 
 + 
 +[1] Список мест населенных пунктов Казанского уезда, с кратким их описанием. XII Кармышская волость /Сост. И.А.Износков. Казань,​ 1885. С.7.
  
 [2] Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам) <​nowiki>//</​nowiki>​ Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Сб. статей. Вып. 4. Материалы Всероссийской научной конференции «Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья (XVI – XVIII вв.)» и Круглого стола «Понятия «чюваш» и «ясашная чюваша» в письменных источниках XVI –XVIII вв. как этническая и социальная страты» (г.Казань,​ 6 декабря 2013 г.), проведенного в рамках данной конференции. Казань:​ Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2014. С. 289. [2] Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам) <​nowiki>//</​nowiki>​ Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Сб. статей. Вып. 4. Материалы Всероссийской научной конференции «Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья (XVI – XVIII вв.)» и Круглого стола «Понятия «чюваш» и «ясашная чюваша» в письменных источниках XVI –XVIII вв. как этническая и социальная страты» (г.Казань,​ 6 декабря 2013 г.), проведенного в рамках данной конференции. Казань:​ Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2014. С. 289.
  
-[3] Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 гг. / Под ред. И.П. Ермолаева,​ М.А. Усманова;​ Сост. Р.Н. Степанов. ​ Казань,​ 1978.  С. 137.+[3] Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 гг. / Под ред. И.П. Ермолаева,​ М.А. Усманова;​ Сост. Р.Н. Степанов. Казань,​ 1978. С. 137.
  
-[4] Корсаков Д.А. Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в.  Казань,​ 1908.  С.247-263.+[4] Корсаков Д.А. Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в. Казань,​ 1908. С.247-263.
  
 [5] НА РТ. Ф.3. Оп.2. Д. 33. Л.192-208. [5] НА РТ. Ф.3. Оп.2. Д. 33. Л.192-208.
Строка 53: Строка 55:
 [8] НА РТ. Ф.3. Оп.2. Д.1028. Л.11. [8] НА РТ. Ф.3. Оп.2. Д.1028. Л.11.
  
-[9] Татарская энциклопедия ​ /Гл. ред. М.Х. Хасанов. Казань:​ Институт татарской энциклопедии АН РТ, 2002.  С. 568.+[9] Татарская энциклопедия /Гл. ред. М.Х. Хасанов. Казань:​ Институт татарской энциклопедии АН РТ, 2002. С. 568.
  
 [10] НА РТ. Ф.324. Оп.730. Д. 12. Л.26. [10] НА РТ. Ф.324. Оп.730. Д. 12. Л.26.
Строка 61: Строка 63:
 [12] НА РТ. Ф.324. Оп.415. Д. 15. Л.3-4 об. [12] НА РТ. Ф.324. Оп.415. Д. 15. Л.3-4 об.
  
-[13] Гарипова Ф.Г. Авыллар һәм калалар тарихыннан. Т I.  Казан, 2001. – Б.545-548.+[13] Гарипова Ф.Г. Авыллар һәм калалар тарихыннан. Т I. Казан, 2001. – Б.545-548.
  
-[14] Список мест населенных пунктов Казанского уезда, с кратким их описанием. XII Кармышская волость /Сост. И.А.Износков. Казань:​ Типография Губернского Правления,​ 1885.  С.7+[14] Список мест населенных пунктов Казанского уезда, с кратким их описанием. XII Кармышская волость /Сост. И.А.Износков. Казань:​ Типография Губернского Правления,​ 1885. С.7
  
 [15] Там же. [15] Там же.
Строка 77: Строка 79:
 [20] НА РТ. Ф.81. Оп.2. Д.317. Л.49-51. [20] НА РТ. Ф.81. Оп.2. Д.317. Л.49-51.
  
-[21] Материалы для сравнительной оценки земельных угодий в уездах Казанской губернии. Вып.3. Уезд Казанский. Казань, ​ 1887. С 4-5.+[21] Материалы для сравнительной оценки земельных угодий в уездах Казанской губернии. Вып.3. Уезд Казанский. Казань,​ 1887. С 4-5.
  
 [22] Там же. [22] Там же.
Строка 83: Строка 85:
 [23] НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д. 592. Л.24 об-25. [23] НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д. 592. Л.24 об-25.
  
-[24] Материалы для исследования промыслов населения Казанской губернии. ​ Казань:​ Издание Казанской Губернской земской Управы,​ 1887.  С. 28.+[24] Материалы для исследования промыслов населения Казанской губернии. Казань:​ Издание Казанской Губернской земской Управы,​ 1887. С. 28.
  
-[25] Список населенных мест Казанской губернии. Вып.1. Уезд Казанский. 1878 г. /Сост. Н.Н. Вечеслав. ​ Казань, ​ 1878.  С. 156-157.+[25] Список населенных мест Казанской губернии. Вып.1. Уезд Казанский. 1878 г. /Сост. Н.Н. Вечеслав. Казань,​ 1878. С. 156-157.
  
 [26] Гайнутдинов А.М. Арча районы эпиграфик истәлекләре. Казан, 2016. 333 б. [26] Гайнутдинов А.М. Арча районы эпиграфик истәлекләре. Казан, 2016. 333 б.
  
-[27] Экстракт в правительствующий сенат из Казанской губернской канцелярии о татарских мечетях <​nowiki>//</​nowiki>​ Эхо веков. ​ 2006.  № 1.+[27] Экстракт в правительствующий сенат из Казанской губернской канцелярии о татарских мечетях <​nowiki>//</​nowiki>​ Эхо веков. 2006. № 1.
  
 [28] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д. 8. Л.69. [28] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д. 8. Л.69.
Строка 109: Строка 111:
 [36] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д. 8464. Л. 54 об.-55. [36] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д. 8464. Л. 54 об.-55.
  
-[37] Гарипова Ф.Г. Авыллар һәм калалар тарихыннан. Т I.  Казан, 2001.  Б.652-409.+[37] Гарипова Ф.Г. Авыллар һәм калалар тарихыннан. Т I. Казан, 2001. Б.652-409.