Верхние Аты

История деревни Верхние Аты (Югары Аты) Арского района РТ берет начало со времен Казанского ханства[1]. В пользу древнего происхождения селения говорят надмогильные камни, сохранившиеся на местном кладбище. Известный татарский тюрколог Г.В.Юсупов установил наличие здесь эпитафий, относящихся к первой половине XVI века[2]. Эти данные были конкретизированы в недавней работе А.М.Гайнетдинова. По его сведениям, древнейший надмогильный памятник, сохранившийся на верхнеатинском кладбище, установлен на могиле Бакыйгамбера Гализянова, скончавшегося в 945 г. по хиджре (1538 г.)[3].

Свое название деревня получила от протекающей невдалеке речки Аты. В дореволюционных источниках селение было также известно под именем Новые Аты. Следует отметить, что в этом регионе встречаются и другие населенные пункты, имеющие название Аты: Нижние Аты, Средние Аты, Субаш Аты. Жители этих деревень, за исключением последней, имели общее происхождение и были связаны тесными кровнородственными связями. В середине лета они вместе с татарами д. Наласа праздновали джиен (Наласа җыены) и образовывали единый джиенный округ[4].

Возле этих деревень отмечено большое количество мест, имевших в древности сакральное значение, с ними связывают бытовавшие в народе предания и легенды. Это Иске йорт (место Старого дома, деревни), Киремәт урыны (место Киремети), Чирмеш зиратлары (Черемисские кладбища) и др.

До 1920 г. дер. Верхие Аты входила в Ново-Кишитскую волость Казанского уезда Казанской губернии. Она находилась в 58 верстах от Казани и в 15 верстах от заштатного города Арска[5]. Селение располагалось на пересеченной местности – вокруг нее было множество небольших оврагов, ручьев и речушек[6].

Верхние Аты считались довольно крупной и многочисленной деревней. По данным III-й ревизии (1763 г.), здесь проживали служилые татары в количестве 198 ревизских душ[7]. В 1795 г. в селении насчитывалось уже 523 души обоего пола (в 89 дворах)[8]. Положительная динамика численности населения сохранялась до конца XIX века. В 1834 г. в Верхних Атах проживали 640 чел. (в 114 дворах)[9], в 1858 г. – 827 чел. (в 108 дворах)[10], в 1876 г. – 805 чел. (в 137 дворах)[11], в 1878 г. – 899 чел. (в 147 дворах)[12], в 1885 г. – 1009 чел. (в 146 дворах)[13]. Первая всероссийская перепись населения 1897 г. зафиксировала некоторое уменьшение численности жителей деревни (887 чел.)[14], однако в начале ХХ в. вновь наметилась тенденция к росту населения. В 1906 г. в местной сельской общине состояло 945 чел. (170 дворов)[15].

Основным занятием верхнеатынцев было земледелие. Благодаря своему трудолюбию и предприимчивости местные крестьяне жили «достаточно» (считались обеспеченными крестьянами). По данным X-й ревизии (1858 г.), во владении местной поземельной общины находилось 1555,6 дес. удобной и 42,2 дес. неудобной для хлебопашества земли. Средняя величина душевого надела крестьян составляло 3,9 дес. удобной земли. К 1906 г. в связи с увеличением численности жителей душевая доля уменьшилась до 3,1 дес.[16] 28,4 дес. надельной земли занимали усадьбы и огороды, 97,9 дес. – удобряемая пашня, 1062 дес. – удобряемая пашня, 224 дес. были отведены под сенокосы, еще 12,9 дес. под выгон скота[17]. Как и другие татары-хлебопашцы, верхнеатинцы практиковали трехпольный севооборот. Озимое поле засевали рожью, яровое: на удобряемых землях ½ земли отводилось под овес и ½ под полбу, на 2/3 не удобряемых земель выращивали овес и на 1/3 гречиху[18].

За пользование землей местные крестьяне облагались высокими сборами и налогами. В 1880-х гг. верхнеатынцы выплачивали в пользу казны 971 руб. 70 коп. подушной подати, 818 руб. 39 коп. оброчной подати, 114 руб. 16 коп. государственного земельного налога. Кроме того, на них с них взимался земский сбор в размере 339 руб. 47 коп., а также мирской сбор в размере 165 руб. 60 коп. Общая налоговая нагрузка на верхнеатынскую поземельную общину составляла в год 2409 руб. 62 коп., на 1 душу м.п. – 4 руб.80 коп.[19]

Сенокосы находились вдоль р. Аты, а выгоны для скота непосредственно возле деревни вдоль оврагов. По данным на 1867 г., во владении крестьян находились 101 лошадь, 18 жеребят, 136 коров, 20 телят, 280 овец и коз. 24 домохозяйства считались безлошадными[20]. По данным кадастровой оценки, проведенной в середине 1880-х гг., в среднем на один крестьянский двор приходилось 0,8 лошади[21], что для того времени считалось низким показателем.

По Генеральному межеванию, проведенному в конце XVIII в. деревни Верхние (Новые) и Малые Аты (Субаш Аты) образовывали одну государственную дачу, граничащую на севере с землями деревень Старый и Новый Кишит, к востоку – дер. Наласы, к югу – дер. Нижние Аты, к западу – с владениями дер. Большие Менгеры[22].

Во второй половине XIX века в связи с переходом от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям, ухудшением экономических условий жизни и уменьшением душевых наделов земли, верхнеатинцы начинают активно осваивать неземледельческие сферы производства, такие как торговля, отхожие и кустарные промыслы. В частности, среди местных жителей получило широкое распространение изготовление на продажу лыка и мочала. Этим кустарным промыслом в 1880-х гг. в деревне занимались 8 семей (14 мужчин и 17 женщин.)[23]. В конце XIX в. часть жителей специализировались на изготовлении войлока и валенок (средний доход 12 руб.)[24], а 6 человек освоили производство рогож, которые плели из камыша (10 руб.)[25], 3 человека занимались плотничеством (20 руб. на 1 чел.)[26]. Произведенный товар сбывался среди жителей деревни и на местных базарах.

В дер. Верхние Аты имелись свои мастера-печники и каменщики. В начале ХХ века этим промыслом занимались Абдулла Бикчентаев, Шамсутдин Гилязетдинов, Файзрахман Абдрахманов, Гизетулла Фазлеев, Шигабутдин Хисемутдинов[27]. Их средний заработок составлял 10 руб.[28]

После окончания полевых работ, часть жителей мужского пола, в основном из беднейшей прослойки деревни уходили на продолжительные заработки в промышленные центры Средневолжского региона. Нанимались разнорабочими на фабрики и заводы в Оренбурге и Нижнем Новгороде[29].

Часть жителей, занятых торговлей и отхожими промыслами, в пореформенный период полностью оставили занятие сельским хозяйством и фактически не жили в деревне. Росту миграционных процессов среди татар Верхних Атов способствовал и быстрый рост народонаселения, приведший к исчерпанию земельных фондов сельской общины. По сведениям И.А. Износкова, в 1885 г. 18 чел. м.п. и 10 ж.п. не жили в месте приписки, а 35 чел. м.п. уходили на продолжительные заработки[30]. Сведения о переезде местных жителей в другие регионы фиксируются во многих архивных документах. При этом если в первой половине XIX века случаи миграции были обусловлены семейными, бытовыми, конфессиональными причинами[31], то во второй половине ключевым стал социально-экономический фактор – уезжали в поисках «лучшей доли». Например, в 1892 г. переехали на постоянное место жительства в Оренбургскую губернию с семейством крестьяне Верхних Атов: Фахрутдин Гимадутдинов (недоимки по государственным и земским сборам – 33 руб. 15 коп.), Мухаметзян Исхаков (25 руб. 96 коп.), Сагадутдин Назметдинов (28 руб. 53 коп.), Галиакбер Хакимов (41 руб. 8 коп.), Мухамет Шакир Шарипов (62 руб. 11 коп.)[32].

В Верхних Атах имелись большие пасеки. Общее количество ульев достигало 160 штук. Производством меда и воска занимались 30 человек. Основная часть полученного продукта сбывалось на базаре в г. Арск, часть оставлялась для собственных нужд[33].

Во второй половине XIX века местным жителям принадлежали 4 водяные и 1 ветряная мельница[34]. В деревне имелись мелочные лавки, осуществлявшие продажу продуктов массового потребления и питания. Первая такая торговая лавка появилась здесь еще в 1880-х гг. (ежегодный торговый оборот 75 руб.)[35] В начале ХХ века в Верхних Атах функционировали уже 6 лавок. Наиболее крупная и доходная лавка принадлежала мещанке Анне Александровне Сорокиной (ежегодный торговый оборот 500 руб.). Другие торговые заведения принадлежали Минекамалу Минкину (300 руб.), Назмутдину Галяутдинову (300 руб.), Шарафутдину Тазутдинову (250 руб.), Шафигулле Гилязутдинову (200 руб.), Галиулле Валееву (70 руб.)[36]. Наряду с родной деревней верхнеатынцы занимались торговлей в других татарских деревнях Казанской губернии. Так, Мухаметганей Аюпов Сабитов держал лавку с мануфактурными товарами на базаре дер. Большая Атня. Кроме того, он торговал на базарах в г. Арске и дер. Балтаси. Его помощником был крестьянин из Старого Ашита Валиулла Фаткуллин[37]. Один из предприимчивых жителей деревни Гарифзян Рамазанов в начале ХХ века открыл в Казани в доме Юнусова (ул. Евангелистская), в знаменитых номерах «Булгар» чайную и столовую[38].

История мусульманской общины Верхних Атов тесно связана с историей селения и уходит корнями в глубокую древность. Первое упоминание о существовании здесь мечети относится к концу XVIII века[39]. В архивных источниках 1860-х гг. фиксируется наличие в деревни соборной деревянной мечети. В это время имамом и руководителем местной махалли был Фахрутдин Шамсутдинов, получивший указ на звание муллы еще в 1833[40]. С 1857 г. вторым муллой был сын Ф.Шамсутдинова Шарафутдин Фахрутдинов[41]. В 1876 г. после смерти отца он занял его место[42].

При мечети существовала татарская конфессиональная школа, в которой преподавал Ш.Фахрутдинов и его жена. По сохранившимся в народе преданиям, мектеб был основан во второй половине XVIII века[43]. По данным 1867 г., здесь постигали основы исламского вероучения и татарской грамоты 21 мальчик и 16 девочек. Обучение в школе продолжалось с 1 октября по 1 мая[44]. Количество учащихся постепенно росло: в 1904 г. здесь обучалось уже 50 мальчиков и 25 девочек[45].

28 апреля 1891 г. на 62 году жизни Ш.Фатхутдинов скоропостижно скончался. На должность имам-хатыба был приглашен мулла дер. Алич Тархан (ныне Чиканас), уроженец дер. Мендюш Файзрахман Фазлуллин[46]. В 1913 г. ему в помощь, на должность муэдзина и учителя в мектебе, был назначен местный уроженец Низамутдин Галяутдинов, родившийся в 1878 г.[47]

Х.З.Багаутдинова

[1] Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам) // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Сб. статей. Вып. 4. Казань, 2014. С.283.

[2] Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.-Л., 1960. С.23-26

[3] Гайнетдинов А.М. Арча районы эпиграфик истәлекләре. Казан, 2016. Б.330.

[4] Гарипова Ф.Г. Авыллар һәм калалар тарихыннан. Казан, 2001. Б.116.

[5] Сведения о числе верст от селений и посадов до губернского, уездного и заштатных городов Казанской губернии. Казань, 1876. С.178.

[6] НА РТ. Ф.91. Оп.6а. Д.57. Л.27-28а.

[7] Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в. Составил Д.А.Корсаков. Казань, 1908. С.247

[8] РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Д.402.

[9] НА РТ. Ф.3. Оп.2. Д.30. Л.28-58.

[10] Список населенных мест по сведениям 1859 г. Обработан А.Артемьевым. Санкт-Петербург, 1866. С.7.

[11] Естественное приращение сельского населения Казанской губернии по приходам, с обозначением племенного его состава и отношений между полами. Н.Н.Вечеслав. Т.2. Казань, 1876. С.94-95.

[12] Список населенных мест Казанской губ. Вып.1. Составил член и секретарь Казанского губернского статистического комитета Н.Н.Вечеслав. Казань, 1878. С.162-163.

[13] Список населенных мест Казанского уезда с кратким описанием. Составил И.А. Износков. Казань, 1885. – С.3.

[14] Список селений Казанской губернии. Составлен К.П.Берстель. Казань, 1908. С.20.

[15] Список селений Казанской губернии. Вып.1. Казань, 1910. С.6.

[16] НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д.1310. Л.66-70.

[17] НА РТ. Ф.91. Оп.6а. Д.104. Л.111-114об.

[18] Там же.

[19] Материалы для сравнительной оценки земельных угодий в уездах Казанской губернии. Вып.3. Уезд Казанский. Казань, 1887. Приложение. С.10-12.

[20] НА РТ. Ф.91. Оп.6а. Д.104. Л.111-114об.

[21] Материалы для сравнительной оценки земельных угодий в уездах Казанской губернии. Вып.3. Казань, 1887. Приложение. С.10-12.

[22] НА РТ. Ф.91. Оп.6а. Д.57. Л.27-28а.

[23] Материалы исследования промыслов населения Казанской губернии. Казань, 1887. С.83.

[24] НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д.592. Л.145об.

[25] НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д.592. Л.145, 198об.-199.

[26] НА РТ. Ф.1. Оп.3. Д.10502. Л.11об.

[27] НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д.1053. Л.86; д.592. Л.145.

[28] НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д.592. Л.145.

[29] НА РТ. Ф.359. Оп.1. Д.90. Л.64-65.

[30] Износков И.А. Список населенных мест Казанского уезда: с кратким их описанием. Казань, 1885. С.3.

[31] Например, в материалах 8 государственной ревизии (1834 г.) содержится информация, что сын Ибрая Абубакирова Шамсутдин принял православную веру и «выбыл в казанское мещанство» (НА РТ. Ф.3. Оп.2. Д.30. Л.28-58).

[32] НА РТ. Ф.3. оп.1. Д.13161. Л.44об., 70об., 114, 131об., 179.

[33] НА РТ. Ф.359. Оп.1. Д.90. Л.64-65.

[34] Список населенных мест Казанской губернии. Вып.1. Составил член и секретарь Казанского губернского статистического комитета Н.Н.Вечеслав. Казань, 1878. С.162-163.

[35] НА РТ. Ф.359. Оп.1. Д.90. Л.64-65.

[36] НА РТ. Ф.3. Оп.1. Д.2243. Л.324-338; Д.2440. Л.516-534.

[37] НА РТ. Ф.3. Оп.1. Д.2440. Л.358-440; Д.13606. Л.11об.-12.

[38] НА РТ. Ф.3. Оп.1. Д.2606. Л.336об-337.

[39] РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Д.402.

[40] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.8. Л.74.

[41] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.273. Л.252об.-253.

[42] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.894. Л.94об.-95.

[43] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.3601. Л.297об.-298.

[44] НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д.27. Л.32-33.

[45] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.7100. Л.55об.-56.

[46] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.4278. Л.3-4.

[47] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.9184. Л.2-4.