Это старая версия документа.


Заметки по истории села Бердибяково

Язмалар буенча, Бирдебәк авыл тарихында

Notes on the history of the village Berdibyakovo

Посвящается Махмуту Валиевичу Урматову (20.09.1926 – 02.12.1993) ([10]),

Основателю Тябердино-Челнинского Исторического музея, Политехнического музея,

ВОСПИТАТЕЛЮ, НАСТАВНИКУ, УЧИТЕЛЮ

Аннотация

История запечатлена в наименовании села Бердибяково. Выдвинута гипотеза о происхождении наименовании этого села в честь Бердибек-хана. В доказательство гипотезы проведён анализ исторической ситуации времён XIV века. Также приведены главные, существенные факты в доказательство выдвинутой гипотезы. В частности, следствием данного исторического исследования является уточнение даты переименования поселения в аул «Берды-бекъ ханъ» в пределах 1357–1386г.г. и, соответственно, даты образования данного поселения до переименования в пределах с 1183 года в составе Чаллынского (Тябердинского) городища. Это позволяет доказать, что село Бердибяково образовано существенно ранее официальных данных по республике Татарстан, где упоминаются 1438–1552г.г. Таким образом, восстановлена историческая справедливость по отношению к селу Бердибяково. Остается открытым вопросы по предыдущим наименованиям этого поселения до переименования и уточнения даты образования.

Бирдебәк авылның исемендә тарих сакланып калган. Китерелгән гипотеза буенча бу авылның исеме Бердибек-хан хөрмәтенә барлыкка килгән. Бу гипотеза тарихи вәзгыять чорыннан XIV гасырда исбатлана. Шулай ук китерелгән төп, мөһим фактлар шушы гипотезаны исбатлыйлар. Аерым алганда, тарихи тикшеренүнең бурычы булып 1357–1386 еллар чикләрендә җирлеккә яңа аул «Берды-бекъ ханъ» исеме биргән даталарынтәгаенләү һәм, шуңа бәйле рәвештә, әлеге җирлекнең барлыкка килүеннән башлап 1183 елчикләренә кадәр Чаллы шәһәрлеге (Борынгы Чаллы) составынна кергәнчеачыклау тора. Бу 1438–1552 еллардагы Татарстан республикасындагы рәсми мәгълүматлар буенча, Бирдебәк авылы күпкә алданрак искә алынуын дәлилләргә мөмкинлек бирә. Шул рәвешле, Бирдебәк авылына карата тарихи гаделлек торгызылды. Бу җирлекнең алдагы исемнәре һәм барлыкка килү даталарын төгәлләштерү мәсьәләләре ачык кала.

History is embodied in the name of the village Berdibyakovo. The hypothesis about the origin of the name of this village in honor of Berdibek Khan. To prove the hypothesis, the analysis of the historical situation since the XIV century. Also given important, essential facts in proof of the hypotheses. In particular, the result of this historical study is to clarify the date of renaming settlements to the village «Берды-бекъ ханъ» within years 1357–1386 and, accordingly, the date of formation of the settlement renamed within the year 1183 in the composition Чаллынского (Тябердинского) городища. This allows to prove that the village Berdibyakovo formed significantly earlier, official data for the Republic of Tatarstan, which refers to the years 1438–1552. Thus, the restored historical justice in relation to the village Berdibyakovo. It remains an open questions on the previous names of the settlement to rename and clarify the date of formation.

Ключевые слова: Бердибяково; Волжская Булгария, Чаллынское городище (Древние Чаллы); Золотая Орда; «Чёрная смерть»; Джанибек; Бердибек; Тулунбек; Мамай; Тохтамыш

Төп сүзләр: Бирдебәк; Идел Болгары; Чаллы шәһәрлеге (Борынгы Чаллы); Алтын урда; «Кара үлем»; Җанибәк; Бирдебәк; Толынбәк; Туктамыш

Keywords: Berdibyakovo; Volga Bulgaria; Чаллынское городище (Древние Чаллы ) Tallinskoe Gorodische (Ancient Chally); Golden Horde; «Atra mors»; Janibek; Berdibek; Tulunbek; Mamai; Tokhtamysh

Два года назад мне бывший одногруппник по МВТУ им. Н.Э.Баумана Валерий Александрович Притулин “подкинул” книгу Бориса Акунина по Ордынскому периоду ([1]). Автор в лёгкой художественной форме описывает события, происходящие на землях современной России с первого военного столкновения русских с монголами в 1223 году и до 1462 года, то есть до смерти последнего великого князя, получившего ярлык от хана на княжение. При упоминании Бердибек-хана ([1], с.251) меня пронзила мысль о том, что совпадение названия села Бердибяково и имени хана Бердибек не случайность. Да, это было состояние «серендипности», случайного открытия на основе озарения и прозорливости. Слово «серендип» пришло с арабского (древнеперсидского) языка как древнее название Шри-Ланки («Львиный остров») и, соответственно, легендированием имён принцев, детей Серндипа. Это послужило основой создания модного в настоящее время в английском языке неологизма «serendipity». Сейчас термин «serendipity» имеет значение способности случайно совершать удачные открытия, или факт появления открытия или пример такого рода открытия. Можно сказать, делать глубокие выводы из случайных наблюдений, находить то, чего не искал намеренно, т.е. дедуктивный метод. Тогда я решил глубже изучить информацию по этому поводу во всемирной паутине интернета. По запросу «Волжская Булгария» в Википедии нашлась любопытная «КАРТА ЦАРСТВА БУЛГАРСКАГО» ([2]) (Приложение №1), в которой упоминается аул «Берды-бекъ ханъ». Мне как уроженцу этих мест, да к тому же имеющего множество родственников в этих краях, включая и село Бердибяково, не представляло трудности с идентификацией по географичскому расположению села Бирдебяково и аула «Берды-бекъ ханъ». Всё, сомнения отпали! Топони́мика как раздел ономастики, изучающий географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение сделала свое дело. Решил глубже исследовать данный вопрос! При исследовании применил метод системного анализа и синтеза, т.е. разложил имеющуюся информацию «по полочкам» и сформулировал наиболее вероятные выводы.

1. Так кто такой Бердибек-хан?

И снова обратимся к Википедии:

«Мухамме́д Бердибе́к-хан (ок. 1310–1359) – чингизид, восьмой хан Золотой Орды (1357–1359). Сын и преемник Джанибека» ([3]).

При системном анализе периода правления восьмого хана Золотой Орды следует выделить такие особенности, как:

Время правления составило всего чуть более 2-х лет, начиная с лета 1357 года по осень 1359 года. Поэтому сохранились крайне скудные сведения о политике, походах и прочих деяниях Бердибек-хана. Однако, ставкой командования, можно сказать столицей, при Бердибек-хане всё ещё оставался Новый Сарай (Сарай Ал-Джедид, а также по одной из версий Сарай-Берке) – средневековый город, с начала XIV века столица Золотой Орды. По одной из гипотез Новый Сарай находился на левом берегу Ахтубы, рукава Волги, вблизи современного села Царев Ленинского района Волгоградской области ([4]).

После вступления в должность Бердибек-хан уничтожил всех своих конкурентов-родственников из рода Бату-хана (Батыя, внука Чингисхана), оставив себя последним представителем рода Бату.

Единственным ребёнком Бердибек-хана была дочь Тулунбек.

Именно при Бердибек-хане на высокие административные должности выбился Мамай, зять Бердибек-хана. Как муж Тулунбека в дальнейшем Мамай оказывал существенное влияние в Золотой Орде.

Бердибек-хан однозначно продолжал внедрение ислама на подвластной территории. Волжская Булгария была многорелигиозным государством. Ещё в 922 году Волжской Булгарии объявляется ислам ханифитского толка в качестве государственной религии ([2]). Джанибек-хан продолжая дело своего отца Узбек-хана, внедряет ислам в Золотой Орде в противовес тенгрианству в период правления деда хана Тохта. Очевидно, Волжская Булгария в этом вопросе выступала союзником исламизации Золотой Орды. К тому же территория Булгарского государства входило в состав Золотой Орды как Булгарский вилайет ([12]).

Широко известна развитость торговых отношений Волжской Булгарии в бассейнах рек Волга, Ока, Кама, Белая, Урал и пр. ([2]; [12]). Реки служили своеобразным надёжным «навигатором» тех времён. В зимнее время реки превращались в прекрасные «зимники».

Бердибек-хан, выдав русскому митрополиту Алексию ярлык, подтверждающий освобождение Русской Православной Церкви от даней и поборов, содействовал мощному развитию РПЦ и началу духовного подъема на Руси во II половине XIV в. И это несмотря на тот факт, что сам Бердибек-хан придерживался ислама. Это можно объяснить только тем, что у правителя были далеко идущие планы на северных территориях, включающих Русь и Болгарское царство.

Гибель Бердибек-хана положила начало многолетней смуте в Орде, прозванной российскими летописцами «великой замятней». При этой гражданской войне столица Золотой Орды пришла в упадок ([11], §36).

После Бердибек-хана вступили в борьбу за власть над миром четыре военные вожди: Тимур, Мамай, Тохтамыш и Едигей ([1], с.253; [11], §36).

Но, следует выделить самый главный на мой взгляд фактор: Чёрная смерть ([6]; [11], §36) (чёрный мор, от лат. atra mors) – пандемия чумы, протекавшей преимущественно в бубонной форме, прошедшая в середине XIV века по Азии, Европе (1346–1353), Северной Африке и даже острову Гренландия. Эта пандемия известна также под названием «вторая пандемия». По всей вероятности, она распространилась из природного очага на территории пустыни Гоби в результате резкого изменения климата в Евразии, вызванного началом малого ледникового периода. Охватив сначала Китай и Индию, проникла в Европу вместе с монгольскими войсками и торговыми караванами. В общей сложности от Чёрной смерти за два десятилетия погибло не менее 60 миллионов человек (во многих регионах – от трети до половины населения). Хотя и в меньших масштабах, пандемия повторилась в 1361 году («Вторая чума»), в 1369 году («Третья чума») и ещё несколько раз. Пандемия продемонстрировала полную беспомощность средневековой медицины и бессилие религиозных институтов в борьбе с чумой, следствием чего стали возрождение языческих культов и суеверий, гонения на потенциальных «отравителей» и «распространителей чумного яда», а также всплеск религиозного фанатизма и религиозной нетерпимости. Чёрная смерть оставила колоссальный след в истории Европы, наложив отпечаток на экономику, психологию, культуру и даже генетический состав населения. Инфекционным агентом эпидемии была чумная палочка Yersinia pestis, что подтвердили генетические исследования останков жертв Чёрной смерти, отчёт о которых был опубликован в 1998 году. Ранее высказывались и другие гипотезы о возбудителе болезни.

2. Взлёт и падение Тулунбек-ханум

Очень интересной и любопытной на общем фоне того времени выглядит судьба Тулунбека, единственной дочери Бердибек-хана. Следует отметить, что ([5]):

После гибели Мамая в 1380 году в составе гарема она стала женой Тохтамыша. Чтобы повысить свою легитимность в глазах столичной сарайской знати и возможных приверженцев дома Бату, Тохтамыш взял в жёны Тулунбек-ханум, дочь хана Бердибека и вдову Мамая. Татарская аристократия назвала Тохтамыша «Великим». Между прочим, этот титул не носил до него ни один золотоордынский хан, даже могущественные Бату и Узбек ([11], §36).

В 1386 году были выпущены монеты с именем хана Бердибека. Иными словами, дочь Бердибек-хана Тулунбек-ханум начала проводить мероприятия по увековечиванию имени своего отца. Вряд-ли это ограничивалось только отчеканиванием монет.

В 1386 году против Тохтамыша был составлен заговор, о котором сохранилось мало сведений. Известно, что хан казнил свою жену Тулунбек. Вероятно, против Тохтамыша был составлен заговор с целью замены его на троне потомком Бату, его участниками могли стать бывшие приверженцы Мамая во главе с его вдовой.

Сам же Тохтамыш правил Золотой Ордой в 1380–1395г.г. и был убит в 1406г.

3. Гипотеза о походе или бегстве Бердибек-хана и/или его сторонников

Итак, чем же занимался Бердибек-хан в короткие годы своего правления? Вряд-ли он всё время сидел в столице Золотой Орды. Наверняка, были и боевые походы, и ревизионные смотры, и выполнение специальных миссий по поручению отца Джанибека, могло быть и бегство из столицы от своих врагов или же от самой «Чёрной смерти».

Изложим версии по порядку:

Специальная миссия: поход(ы) на север с посещением территории Русских княжеств и Волжской Булгарии. Вряд ли этот поход(ы) был военного характера, иначе остались бы более весомые исторические свидетельства. Такой поход мог бы быть после принятия и утверждения своей власти в Золотой Орде в период зимней компании 1358-го года. Зимняя компания позволяла легко передвигаться по руслам замёрзших рек по маршруту «Волга – Ока – Волга – Кама». Поход позволял провести ревизию земель Золотой Орды, произвести сбор дани, укрепить военно-политическую и финансово-материальную основу своего правления. Во время похода могли произойти непредвиденные события и Бердибек-хан мог задержаться в одном из поселений городища Чаллы ([9]).

Бегство из столицы Золотой Орды от мести врагов после переворота в 1359 году. Действительно, а куда податься в случае переворота? На юг – там ждут враги из Улуса Чагатая, на восток – враги из Улуса Угэдея , на запад – враги Нагайцы . И остается только северное направление. И опять же – по маршруту «Волга-Ока» «ждут-не-дождутся» Русские княжества. Остается направление «Волга-Кама». Остановка в одном из поселений городища Чаллы ([9]) могло произойти или по причине болезни и смерти, или же убийству Бердибек-хана. Но в любом из этих случаев следует предположить, что Бердибек-хан был похоронен в этом поселении. По монгольским обычаям после богатых похорон над местом захоронения прогонялись табуны лошадей. Определить место точного захоронения после такого мероприятия было бы уже невозможно.

Освоение Чаллынского городища Бердибеком ещё до наследования власти хана от своего отца. Чаллынское (Тябердинское) городище ([9]) отличалась крайне выгодным положением: географически недалеко от мощных водных артерий Кама и Волга, защищенностью природными барьерами (реки, леса, болота), освоенностью территории (наличие укреплённого района, развитость скотоводства, земледелия и ремесленничества), а население городища отличалось миролюбивым характером. В свете новых археологических исследований Чаллынское городище характеризуется как центр вассального феодального образования–Чаллынского улуса ([12]). Бердибек ещё в молодом возрасте мог неоднократно останавливаться на этой территории, разбивать временные лагеря постепенно обрастая хозяйством постоянного характера, возможно и заведением семьи и детей. Особый вес приобретает данная гипотеза по факторам (1.7) и (1.10).

4. А что известно о селе Бердибяково?

О селе Бердибяково имеются крайне скудные сведения. Если обратиться к Татарскому энциклопедическому словарю ([7]), то упоминается, что Бердибяково известно с периода Казанского ханства (1438–1552).

В XI–XII веках поблизости от этого места булгары создали свое городище Чаллы ([8], [9]; [12]), Чаллынское (Тябердинское) городище. Оно имело мощные укрепления и занимало территорию более ста гектаров – с ремесленным посадом, поселениями землепашцев, скотоводов, охотников, рыболовов, пчеловодов. Позднее на берегах реки Челнинка (Шумбутка) и ее притоках были основаны еще тринадцать поселений. С 1183 года здесь существовало укрепленное поселение. В Чаллынской округе издревле жили булгары. Впервые в источниках они упоминается в 1183 г. под названием «челмат, сабокулян и темтюзей». Материалы археологического изучения Чаллынского городища показывают о проживании совместно с булгаро-татарами и небольшого числа финно-угорского населения – предков мари и удмуртов.

Богатый археологический материал, обнаруженный археологами, свидетельствует о возникновении Чаллынского городища еще в XII в., если не раньше, подтверждая тем самым скудные сведения русских летописей. Существовал он и в XIII-XIV вв., что доказывается не только массовыми находками типа золотоордынской керамики (с красками), но и джучидской монетой, чеканенной в Гюлистане в годы правления хана Кульни (1359–1360) ([9]) (по другим сведениям – хан Кулпа, Кульпа). Образцы такой посуды выставлены в краеведческом музее (Например, в музее с.Кутлу-Букаш см. Приложение №2). Такие находки свидетельствуют о существовании тесных культурных, торговых, политических связей Чаллынского городища с Золотой Ордой. Для правителей Золотой Орды имело немаловажной значение Чаллынского городища и в военном отношении как заранее подготовленный укреплённый район в качестве северного форпоста, опорного пункта. К тому же население городища отличалось миролюбивым характером ([12]).

Но, обратимся к некоторым выводам. Из (2.2) следует, что с целью увековечивания памяти Бердибек-хана одно из поселений могли назвать аулом «Берды-бекъ ханъ», что и отражено на «КАРТе ЦАРСТВА БУЛГАРСКАГО» ([2]). Тогда датой переименования этого поселения следует считать 1386 год. С другой стороны в этом же году Тулунбек-ханум была казнена. Для отражения, сохранения в истории такого переименования поселения одного года явно маловато.

Если же принять во внимание гипотезы (3.1) или (3.2), то датой переименования этого поселения следует считать 1357–1359 гг. Очевидно, что само поселение под другим наименованием появилось в гораздо более раннее время. Да и связи с Золотой Ордой уже были налажены в более ранние времена. Увековечивание имени Бердибек-хана также было крайне выгодно и Мамаю, принимая во внимание (1.4), и Тохтамышу, принимая во внимание (2.1), да и в будущем для правителей Казанского ханства как доказательство правовой основы наследования власти Чингисхана, фундамента легитимности власти. А для закрепления наименования поселения в течение 3-4 десятков лет, а это как минимум два поколения жителей, является серьёзным аргументом.

Довольно любопытным выглядит гипотеза (3.3). По такой гипотезе можно поставить и следующий вопрос: а не собирался ли Бердибек-хан, а скорее всего – его отец Джанибек, откочевать на Каму и перенести столицу Золотой Орды на территорию Чаллынского (Тябердинского) городища? Таким способом можно было кардинально решить вопрос обновления правящей элиты заодно уехав подальше от врагов своих. Но был ещё более весомый аргумент, т.е. убежать главным образом из-за «незримого» врага и тяжелых воспоминаний результатов пандемии чумы 1350-х годов (1.10), в знакомые с юношества места, приятные воспоминаниями! Тогда датой появления поселения, названного в будущем аулом «Берды-бекъ ханъ», следует принять 1342–1357 гг. в период правления хана Джанибека. Заметим, что в 1342 году Бердибеку уже было 32 года, солидный возраст для тех времён. Именно при хане Джанибеке Золотая Орда достигла своих максимальных размеров, в том числе присоединив и Булгарский Улус (Среднее Поволжье). «Руками» хана Джанибека по присоединению Булгарского Улуса наверняка выступал старший сын Бердибек, посланник по выполнению специальных миссий в Булгарский Улус.

5. Вероучения, народный эпос

Свидетелями истории выступают также и вероучения, народные поверья, предания, легенды, правила быта, домостроя и пр. Попробуем их систематизировать:

Правила быта, поверья. Вспоминаю некоторые впечатления детства, когда моя родная тётя, сестра отца, (Биби) Гатифа Гатауллина (Нурмухаметова) строго-настрого наставляла не наступать ногами на порог (тупса) дома. А ведь это поверье идёт от монголов. Вот так, через многие века, пронеслось, сохранилось это поверье. Это поверье хорошо обыграно в известном фильме «Орда». У монголов за нарушение этого правила наказывали вплоть до смертной казни.

Хлебопечение. Очень вкусный ржаной хлеб с отрубями домашней выпечки от (Биби) Гатифа-апы. Такой хлеб выпекался из урожая и полей Бердибяково по «бездрожжевой технологии» (на основе природных дрожжей) и хранился неделями при н.у.

Скотоводство. Поражало совместное проживание людей и домашней скотины в одном помещении в суровое зимнее время.

Сопоставление антропологических характеристик жителей Бердибяково. Заметно бросалось в глаза биометрические данные части жителей села Бердибяково, характерные для татаро-монгол.

Анализ отличительных характеристик вероисповедания. В настоящее время в селе Бердибяково восстановлена мечеть. Мой дальний родственник, Сафа Рамазанов родился 15 марта 1878 года. Он долгие годы служил муллой села Чаллыбаш. После смерти брата – Ахматшаха он был переведен муллой в село Бирдебяк. Его там очень уважали ([10]). После лихих революционных лет и репрессий 30-х вряд-ли сохранились записи и дневники Ахматшаха и Сафа тех времён.

6. Выводы

На основе вышеизложенной информации напрашиваются следующие гипотетические выводы:

Поселение людей на территории нынешнего села Бердибяково появилось гораздо ранее чем середина XIV-го века. Такую дату следует уточнять при более глубоком исследовании Чаллынского (Тябердинского) городища.

Считать датой переименования поселения в аул «Берды-бекъ ханъ» 1358 год с точностью несколько лет.

Считать датой появления, основания поселения в местности, именуемое в настоящее время село Бердибяково, более ранний срок вплоть до XI–XII века.

7. Направления поиска и исследований

Так, что же делать дальше? Искать! Где, что и как? Достигнутые результаты предшественников по исследованию Чаллынского (Тябердинского) городища хорошо изложены в [12] с указанием множества направлений исследований.

Дальнейший сбор и изучение легенд, народного эпоса в районе села Бердибяково.

Поиск архивных документов до, во время и после периода правления Джанибек-хана, Бердибек-хана. Особое внимание следует уделить архивам мечетей.

Исследование существующих захоронений, и не только на кладбище, но и вне его территории. А может быть и обнаружить могилу самого Бердибек-хана.

Археологические мероприятия на территории села Бердибяково и близлежащих земель с целью обнаружения монет (см. Приложение №3), выпущенных в честь Бердибек-хана, да и другой характерной домашней утвари, наконечников стрел, оружия тех времён.

Исследование генеалогии жителей Бердибяково.

Проведение антропологической экспертизы жителей Бердибяково.

Проведение генетической экспертизы жителей Бердибяково.

8. Заключение

О, славные жители села Бердибяково, знаете ли вы, что временем основания поселения следует считать как доказанное 1357–1359 года и, может быть более раний срок вплоть до XI–XII века?

А ведь аул «Берды-бекъ ханъ» мог стать столицей Золотой Орды? Необходимо отметить с большой долей вероятности, что среди вас живут потомки чингизидов примерно 50-60-го колена.

Настоящее исследование проводилось, к сожалению, только «на кончике пера», т.е. без проведения полевых работ, без трепетного изучения оригиналов документов, прочих вещественных раритетов, первоисточников. Надеюсь, что информация хоть кого–то заинтересовала, «зажгла» на какие-нибудь действия по изучению истории, краеведения. Успехов вам на этом поприще! Многие выводы в данном исследовании являются предположительными, поэтому отнеситесь, пожалуйста, с пониманием. Если вам известна более значимая информация, пожалуйста, напишите мне.

Литература:

1. Часть Азии. История Российского государства. Ордынский период/ Борис Акунин. – Москва: АСТ, 2014. – 393, [3] с ил. – (История Российского государства).

2. Волжская Булгария. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. ru.wikipedia.org.

3. Бердибек. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. ru.wikipedia.org.

4. Новый Сарай. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. ru.wikipedia.org.

5. Тулунбек. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. ru.wikipedia.org.

6. Чёрная смерть. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. ru.wikipedia.org.

7. Татарский энциклопедический словарь. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999. – 703 с., илл.

8. Ахунов Карим Гильфанович. История села Кутлу-Букаш. Интернет-ресурсы: Сайт «Татары без границ». nailtimler.com

9. Интернет-ресурсы: komanda-k.ru. Чаллынское городище (древние Чаллы). (см. также Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.09.2000 г. № 647 «Об объявлении культурного слоя Чаллынского (Тябердинского) городища XII–XVI вв., памятника археологии федерального (общероссийского) значения, и прилегающих к нему объектов в Рыбно-Слободском районе историко-культурной заповедной территорией «Чаллы»)

10. Закиров Рафик Нигаматзянович, Закирова Ляйсан Махмутовна. Династия просветителей. Кутлу-Букашская средняя общеобразовательная школа Рыбно-Слободского района РТ. 2007/2008 учебный год.

11. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье). Раздел V. Золотая Орда. См. Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ. www.tataroved.ru/Татароведение/Образование/Учебники и учебные пособия/Р.Г.Фахрутдинов. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье)/Раздел V. Золотая Орда.

12. Гариф Нурулла Гиматдинович. Автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02.Диссертация на тему: «Чаллынский улус в Казанском ханстве». – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2006.

Асхат Галиевич Нуруллин, апрель 2017 г.

Әсхәт Нуруллин, Гәли улы, апрель 2017г.

Askhat Nurullin, April 2017

acxat58@yandex.ru

Приложение № 1

karta_bulgarskay.jpg

Приложение № 2

pril2.jpg

Приложение № 3

pril3_1.jpg

pril3_2.jpg