Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Последняя версия Следующая версия справа и слева
балтаси [2015/12/15 14:56]
administrator создано
балтаси [2015/12/18 13:09]
administrator
Строка 1: Строка 1:
  
  
-**БАЛТАСИ (Балтач),​ ** посёлок городского типа (с 2004), центр Балтасинского района. Расположен ​ на севере РТ, на р. Шошма, в 25 км к северо-западу от железнодорожной станции Шемордан (линия Казань—Екатеринбург). Расстояние до Казани 106 км. До 1920 года Балтаси были центром Балтасинской волости Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Арского кантона ТАССР. С 10 августа 1930 в Тюнтерском районе,​ со 2 марта 1932 г. центр Балтасинского района,​ с 1 февраля 1963 в Арском районе,​ с 12 января 1965 г. вновь районный центр, с 2004 – посёлок городского типа. Число жителей:​ в 1795 — 583, в 1859 — 1073, в 1884 — 1320, в 1897 — 1461, в 1908 — 1554, в 1920 — 1651, в 1926 — 1576, в 1938 — 2225, в 1949 — 1668, в 1958 — 1898, в 1970 — 2658, в 1979 — 3925, в 1989 — 4887, в 2002 – 6996, в 2010 – 7612, в  2015  — 8115 чел. ​ Свыше 97% составляют татары. В небольшом количестве проживают ​ удмурты, ​ русские,​ марийцы,​ армяне,​ мордва,​ казахи,​ башкиры,​ азербайджанцы и др.+**{{:​baltasi:​baltasi4.jpg?​nolink&​350x262 ​ }}​БАЛТАСИ (Балтач),​ ** посёлок городского типа (с 2004), центр Балтасинского района. Расположен на севере РТ, на р. Шошма, в 25 км к северо-западу от железнодорожной станции Шемордан (линия Казань—Екатеринбург). Расстояние до Казани 106 км. До 1920 года Балтаси были центром Балтасинской волости Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Арского кантона ТАССР. С 10 августа 1930 в Тюнтерском районе,​ со 2 марта 1932 г. центр Балтасинского района,​ с 1 февраля 1963 в Арском районе,​ с 12 января 1965 г. вновь районный центр, с 2004 – посёлок городского типа. Число жителей:​ в 1795 — 583, в 1859 — 1073, в 1884 — 1320, в 1897 — 1461, в 1908 — 1554, в 1920 — 1651, в 1926 — 1576, в 1938 — 2225, в 1949 — 1668, в 1958 — 1898, в 1970 — 2658, в 1979 — 3925, в 1989 — 4887, в 2002 – 6996, в 2010 – 7612, в 2015 — 8115 чел. Свыше 97% составляют татары. В небольшом количестве проживают удмурты,​ русские,​ марийцы,​ армяне,​ мордва,​ казахи,​ башкиры,​ азербайджанцы и др.
  
-Существует несколько версий относительно происхождения названия «Балтач» и времени основания селения. Две наиболее распространённые связывают его со словами:​ 1) «бал» («мёд») и  2)  «балта» («топор»). В основе первой версии лежит традиционное для балтасинцев занятие пчеловодством,​ на что указывал ещё ​ известный краевед И.А.Износков в своей книге «Список населенных мест Казанского уезда с кратким описанием» (Казань,​ 1885). Вторая версия опирается древние традиции деревообработки,​ что естественно для лесного края каким являлась балтасинская земля большую часть своей истории. Воплощением этих двух версий является ​ изображение медведя с топором на гербе Балтасинского района. По третьей версии,​ не подтвержденной официальными источниками на месте села Балтаси когда-то существовала марийская деревня ​ Балтай (или Балтач). Тем не менее, версия заслуживает внимания,​ поскольку по воспоминаниям старожилов ​ у центральной больницы пгт Балтаси когда-то располагалось марийское кладбище,​ что подтверждает проживание в этих местах марийских племен. По четвёртой версия,​ предложенной историками Р.Р.Салиховым и Р.Р.Хайрутдиновым,​ Балтаси были основаны булгарскими переселенцами после похода на Булгар ​ Аксак Тимура (Тамерлана) в 1390 г. Вожаком их был человек по имени Балтач ибн Надер. В пользу этой версии говорят данные археолога Р.Г. Фахрутдинова, ​ который утверждает,​ что, спасаясь от войск Аксак Тимура,​ некоторые булгарские племена действительно ​ переселились в бассейн р. Шошма, основав здесь ​ деревни Балтаси,​ Смаиль,​ Салаусь,​ Хасаншаих. В сочинении «Таварихы Булгария» средневекового автора Хисамутдина Муслими ​ упоминаются такие личности ​ как Хасаншаех ибн Кадер, Балтач ибн Надер, Салаусь ибн Абайда,​ Исмагил ибн Абзан. Автор пишет, что их могилы находятся у Шошмы – притока реки Вятка. Несмотря на то, что историки сомневаются в подлинности данного сочинения,​ местное население до сих ​ пор поклоняется святым местам,​ где предположительно ​ похоронены ​ выше перечисленные личности. Таким образом,​ согласно четвёртой версии Балтаси могли возникнуть на рубеже 14-15 веков. В то же время, объективных подтверждений этому нет. Балтаси не упоминаются в работе Н.Г.Чернышева «Селения Казанского ханства по писцовым книгам»,​ а также в писцовой книге Казанского уезда 1602-1603 гг. И.Болтина. ​ Р.Р.Салихов и  Р.Р.Хайрутдинов объясняют это тем, что после падения Казанского ханства ​  ​многие ​ селения ​ Заказанья,​ в том числе Балтаси, ​ были сожжены,​ а на их месте осталась всего лишь «пустошь». Отсюда происходит другое название населенного пункта –  «Акманова пустошь»,​ часто встречающееся в дореволюционных источниках. Впервые оно зафиксировано в переписной книге 1678 г. в вариантах –  Ахманово,​ Аманово,​ Ахманова Пустошь. ​ Происхождение названия связывают ​ с именем помещика Ахмана (Акмана) ибн Сюндек Худяшева,​ который в 17 в. владел в регионе земельными угодьями и держал ветряную мельницу у реки Норма.+Существует несколько версий относительно происхождения названия «Балтач» и времени основания селения. Две наиболее распространённые связывают его со словами:​ 1) «бал» («мёд») и 2) «балта» («топор»). В основе первой версии лежит традиционное для балтасинцев занятие пчеловодством,​ на что указывал ещё известный краевед И.А.Износков в своей книге «Список населенных мест Казанского уезда с кратким описанием» (Казань,​ 1885). Вторая версия опирается древние традиции деревообработки,​ что естественно для лесного края каким являлась балтасинская земля большую часть своей истории. Воплощением этих двух версий является изображение медведя с топором на гербе Балтасинского района. По третьей версии,​ не подтвержденной официальными источниками на месте села Балтаси когда-то существовала марийская деревня Балтай (или Балтач). Тем не менее, версия заслуживает внимания,​ поскольку по воспоминаниям старожилов у центральной больницы пгт Балтаси когда-то располагалось марийское кладбище,​ что подтверждает проживание в этих местах марийских племен. По четвёртой версия,​ предложенной историками Р.Р.Салиховым и Р.Р.Хайрутдиновым,​ Балтаси были основаны булгарскими переселенцами после похода на Булгар Аксак Тимура (Тамерлана) в 1390 г. Вожаком их был человек по имени Балтач ибн Надер. В пользу этой версии говорят данные археолога Р.Г. Фахрутдинова,​ который утверждает,​ что, спасаясь от войск Аксак Тимура,​ некоторые булгарские племена действительно переселились в бассейн р. Шошма, основав здесь деревни Балтаси,​ Смаиль,​ Салаусь,​ Хасаншаих. В сочинении «Таварихы Булгария» средневекового автора Хисамутдина Муслими упоминаются такие личности как Хасаншаех ибн Кадер, Балтач ибн Надер, Салаусь ибн Абайда,​ Исмагил ибн Абзан. Автор пишет, что их могилы находятся у Шошмы – притока реки Вятка. Несмотря на то, что историки сомневаются в подлинности данного сочинения,​ местное население до сих пор поклоняется святым местам,​ где предположительно похоронены выше перечисленные личности. Таким образом,​ согласно четвёртой версии Балтаси могли возникнуть на рубеже 14-15 веков. В то же время, объективных подтверждений этому нет. Балтаси не упоминаются в работе Н.Г.Чернышева «Селения Казанского ханства по писцовым книгам»,​ а также в писцовой книге Казанского уезда 1602-1603 гг. И.Болтина. Р.Р.Салихов и Р.Р.Хайрутдинов объясняют это тем, что после падения Казанского ханства многие селения Заказанья,​ в том числе Балтаси,​ были сожжены,​ а на их месте осталась всего лишь «пустошь». Отсюда происходит другое название населенного пункта – «Акманова пустошь»,​ часто встречающееся в дореволюционных источниках. Впервые оно зафиксировано в переписной книге 1678 г. в вариантах – Ахманово,​ Аманово,​ Ахманова Пустошь. Происхождение названия связывают с именем помещика Ахмана (Акмана) ибн Сюндек Худяшева,​ который в 17 в. владел в регионе земельными угодьями и держал ветряную мельницу у реки Норма.
  
-В 18 — первой половине 19 вв. жители Балтасей относились к категории государственных крестьян,​ выполняли лашманскую повинность. Основным занятием ​ являлось земледелие,​ были также распространены различные промыслы. В 1878 в селении функционировали ​ 3 кузницы,​ медно-паяльное заведение,​ 46 лавок, 2 красильных фабрик,​ 1 питейное заведение,​ 9 харчевен. По средам работал базар. По сведениям 1884 года, ​ здесь насчитывалось 231 хозяйство,​ 112 лошадей,​ 176 голов коров, 388 голов мелкого скота. Сельская община имела в собственности 2986,2 десятины земли, в том числе ​ 2225 десятин пашенной. 3 хозяйства имели пасеки ​ с 90 ульями, ​ доход с которых составлял 120 рублей в год. ​ Два человека занимались кузнечным делом, зарабатывая до  40 рублей. Два хозяйства держали красильное заведение (окраска и набивка тканей),​ приносившее доход 50 рублей. Один человек делал оконные рамы, с прибылью в 25 рублей,​ также имелся ​ мастер по телегам и саням, доход которого составлял 15 рублей в год. Кроме них ​ были валяльщики сапог, занимающие разведением птиц и  зверей,​ также некоторые зарабатывали наемным трудом. Работала крупообдирочная мельница с доходом в 20 рублей. ​ Благосостояние населения оценивалось ​ как «очень достаточное»,​ чем в то время мог похвастаться не каждый населенный пункт. Развитию Балтасей способствовало ​ благополучное географическое расположение. Местный базар ​ не с чем не уступал базарам сёл Апазово,​ Ашит и  Чурилино,​ однако сильно пострадал при пожаре 1893 г., когда вместе с 29 домами и мечетью сгорели многочисленные торговые ларьки. Позже торговая площадь восстановилась в уменьшенном виде, просуществовав до  в 1960-х ​ годов.+В 18 — первой половине 19 вв. жители Балтасей относились к категории государственных крестьян,​ выполняли лашманскую повинность. Основным занятием являлось земледелие,​ были также распространены различные промыслы. В 1878 в селении функционировали 3 кузницы,​ медно-паяльное заведение,​ 46 лавок, 2 красильных фабрик,​ 1 питейное заведение,​ 9 харчевен. По средам работал базар. По сведениям 1884 года, здесь насчитывалось 231 хозяйство,​ 112 лошадей,​ 176 голов коров, 388 голов мелкого скота. Сельская община имела в собственности 2986,2 десятины земли, в том числе 2225 десятин пашенной. 3 хозяйства имели пасеки с 90 ульями,​ доход с которых составлял 120 рублей в год. Два человека занимались кузнечным делом, зарабатывая до 40 рублей. Два хозяйства держали красильное заведение (окраска и набивка тканей),​ приносившее доход 50 рублей. Один человек делал оконные рамы, с прибылью в 25 рублей,​ также имелся мастер по телегам и саням, доход которого составлял 15 рублей в год. Кроме них были валяльщики сапог, занимающие разведением птиц и зверей,​ также некоторые зарабатывали наемным трудом. Работала крупообдирочная мельница с доходом в 20 рублей. Благосостояние населения оценивалось как «очень достаточное»,​ чем в то время мог похвастаться не каждый населенный пункт. Развитию Балтасей способствовало благополучное географическое расположение. Местный базар не с чем не уступал базарам сёл Апазово,​ Ашит и Чурилино,​ однако сильно пострадал при пожаре 1893 г., когда вместе с 29 домами и мечетью сгорели многочисленные торговые ларьки. Позже торговая площадь восстановилась в уменьшенном виде, просуществовав до в 1960-х годов.
  
-На базаре торговали ​ купцы Камалетдин Зиганшин,​ Алтяф Мулюков и Закир Сафин из Балтасей,​ Сабирзян Насыбуллин и Мухамедзян Исмагилов из д. Нижняя Кня, Нигматзян Утяганов и Сагит Мухамедрахимов из д. Мамся, Хафиз Ибатуллин из д. Хасаншаих,​ Назип Ахмадиев из д. Бурнак,​ Галимулла Юсупов из Царевококшайского уезда, Гафар Хасанов из д. Карелино,​ Аглямзян Сайфуллин из д. Килеево,​ Сабирзян Шаяхметов из д. Арбаш, Мингазетдин Шагимарданов из д. Курмалы, ​ Екатерина Наумова из д.Малые Лызи. ​ Они владели ​ бакалейными и  мануфактурными ​    ​лавками, ​ торговый оборот которых доходил до  1500-2000 рублей. Купцы Зиятдин Баязитов,​ Гильмулла Зиганшин,​ Исмагил Ибрагимовы из Балтасей ​ собирали с населения шкуры и торговали изделиями из кожи, что приносило доход 1000-2000 рублей в год. Залялетдин Гайнетдинов держал заведение под названием «Чайная с подачей съестных припасов». Сельское население извлекало прибыль от сдачи жилья торговцам с базара и содержания их лошадей. К концу 19 века самыми богатыми купцами в с. Балтаси были Муртаза,​ Габделхай,​ Шайхутдин,​ Алтаф, Назип и Латыф Мулюковы,​ Каламетдин и Гильмулла Зиганшины,​ Мухамедзян и Назип Файзуллины,​ Гузаир и Вали Хасановы и др.  Сложились целые династии (Мулюковы,​ Зиганшины,​ Файзуллины),​ которые занимались не только торговлей,​ но и производством изделий. В окрестностях ​ села ​ работали предприятия по валяния сапог, принадлежавшие ​ Абдурахману Ишмуратову и Муртазе Мулюкову,​ а также ​ Гумеру Якупову ​ из д.Сосна. ​ Имелись ​ предприятия по окраски и пошиву сапог, обработке шкур, окрашиванию тканей,​ производству мыла, изготовлению кирпичей. Купцы ​ Мулюковы держали водяные мельницы в Балтасях,​ в деревнях Ура, ​ Чапшар и Курмала. Самая маленькая из них, располагавшаяся между дд. Чапшар и Курмала,​ обрабатывала до 4000 пудов зерна в год, производила 600 пудов муки и приносила годовой доход в 400 рублей. Предприниматель Камалетдин Зиганшин ​ держал швейную фабрику в Балтасях,​ на которой работали 8 человек. ​ Ему, а также Алтафу и Габделхаю Мулюкову,​ Вали Хасанову и другим сельским баям ​ принадлежали магазины,​ где торговали мануфактурными и бакалейными товарами. Наиболее состоятельные жители села (М.Мулюков и Г.Ишмуратов) вели торговлю ​ на знаменитых Макарьевской и Ирбитской ярмарках,​ поставляли товары на  зарубежные рынки. Некоторые из них владели большими земельными наделами. Например Мухамедзян Файзуллин имел до 1000 десятин земли. Состоятельные купцы с. Балтаси ​ активно занимались благотворительностью: ​ выделяли ​ средства на строительство мечетей ​ медресе,​ открытие приютов,​ помощь ​ бедным и сиротам. В то же время ​ в годы Пугачевского восстания они организовали поимку ​ и передачу ​ карательным органам повстанцев из отряда ​ Масагута Гумерова. К этому делу были привлечены богачи из деревень Сосна, Смаиль,​ Чутай. ​ В 1918 и 1922 годах бая ​ с. Балтаси ​ организовали выступления против советской власти.+На базаре торговали купцы Камалетдин Зиганшин,​ Алтяф Мулюков и Закир Сафин из Балтасей,​ Сабирзян Насыбуллин и Мухамедзян Исмагилов из д. Нижняя Кня, Нигматзян Утяганов и Сагит Мухамедрахимов из д. Мамся, Хафиз Ибатуллин из д. Хасаншаих,​ Назип Ахмадиев из д. Бурнак,​ Галимулла Юсупов из Царевококшайского уезда, Гафар Хасанов из д. Карелино,​ Аглямзян Сайфуллин из д. Килеево,​ Сабирзян Шаяхметов из д. Арбаш, Мингазетдин Шагимарданов из д. Курмалы,​ Екатерина Наумова из д.Малые Лызи. Они владели бакалейными и мануфактурными лавками,​ торговый оборот которых доходил до 1500-2000 рублей. Купцы Зиятдин Баязитов,​ Гильмулла Зиганшин,​ Исмагил Ибрагимовы из Балтасей собирали с населения шкуры и торговали изделиями из кожи, что приносило доход 1000-2000 рублей в год. Залялетдин Гайнетдинов держал заведение под названием «Чайная с подачей съестных припасов». Сельское население извлекало прибыль от сдачи жилья торговцам с базара и содержания их лошадей. К концу 19 века самыми богатыми купцами в с. Балтаси были Муртаза,​ Габделхай,​ Шайхутдин,​ Алтаф, Назип и Латыф Мулюковы,​ Каламетдин и Гильмулла Зиганшины,​ Мухамедзян и Назип Файзуллины,​ Гузаир и Вали Хасановы и др. Сложились целые династии (Мулюковы,​ Зиганшины,​ Файзуллины),​ которые занимались не только торговлей,​ но и производством изделий. В окрестностях села работали предприятия по валяния сапог, принадлежавшие Абдурахману Ишмуратову и Муртазе Мулюкову,​ а также Гумеру Якупову из д.Сосна. Имелись предприятия по окраски и пошиву сапог, обработке шкур, окрашиванию тканей,​ производству мыла, изготовлению кирпичей. Купцы Мулюковы держали водяные мельницы в Балтасях,​ в деревнях Ура, Чапшар и Курмала. Самая маленькая из них, располагавшаяся между дд. Чапшар и Курмала,​ обрабатывала до 4000 пудов зерна в год, производила 600 пудов муки и приносила годовой доход в 400 рублей. Предприниматель Камалетдин Зиганшин держал швейную фабрику в Балтасях,​ на которой работали 8 человек. Ему, а также Алтафу и Габделхаю Мулюкову,​ Вали Хасанову и другим сельским баям принадлежали магазины,​ где торговали мануфактурными и бакалейными товарами. Наиболее состоятельные жители села (М.Мулюков и Г.Ишмуратов) вели торговлю на знаменитых Макарьевской и Ирбитской ярмарках,​ поставляли товары на зарубежные рынки. Некоторые из них владели большими земельными наделами. Например Мухамедзян Файзуллин имел до 1000 десятин земли. Состоятельные купцы с. Балтаси активно занимались благотворительностью:​ выделяли средства на строительство мечетей медресе,​ открытие приютов,​ помощь бедным и сиротам. В то же время в годы Пугачевского восстания они организовали поимку и передачу карательным органам повстанцев из отряда Масагута Гумерова. К этому делу были привлечены богачи из деревень Сосна, Смаиль,​ Чутай. В 1918 и 1922 годах бая с. Балтаси организовали выступления против советской власти.
  
-В начале 20 в. в Балтасях функционировали 2 мечети. В  приходе ​ первой мечети в 1909 году насчитывалось ​ 315 мужчин и   ​320 женщин,​ 149 дворов. Мечеть этого прихода,​ построенная во времена основания селения,​ сгорела в 1893 году. На том же месте в 1895 году была выстроена новая ​ деревянная мечеть. ​ Историк Р.Г.Фахрутдинов в книге «Кичке азан» (Казань,​ 1997) пишет о том, что его прадед Абдулмоталлаб в конце 17 века был имамом этой мечети, ​ Возможно,​ он был первым имамом,​ после него эту должность занимали Адельша ибн Халил ибн Тукай, затем Закирзян Абдульхакимов,​ сын Габделхакима ибн Исламкола (он служил всего 5 лет, умер от болезни,​ похоронен в кладбище Балтасей). Его дело продолжил Абдулгаффар,​ сын Адельши хазрата. О нём Ризаэтдин Фахрутдин писал: «Остроумный,​ доброжелательный,​ воспитанный человек. Некоторые его выражения передавались с уст. Он был человеком прекрасным характером,​ галантным». Хазрат умер в 1852 году, передав ​ дело в области просвещения ​ двум сыновьям и  трем дочерям. Его сын Сагдетдин (указ получил 6 августа 1845) при жизни отца был назначен на должность имама мечети с. Балтаси. 14 мая 1888 года эта должность перешла к его сыну Сабирзяну. Получивший хорошее образование в медресе с.Тюнтер Сабирзян был последним имамом этого прихода. Он был очень продвинутым и способным человеком,​ занимался предпринимательским делом, поэтому получил прозвище «богатый мулла». Сабирзян обучал шакирдов ​ по джадитской методике,​ в его новометодном медресе обучались 40-45 детей. Благодаря своей деятельностью он попал в список мулл, предоставляющих опасность властям,​ составленный Ишми ишаном. Сын Сабирзяна Мухаммедшариф (родился 1890-е годы, окончил медресе «Мухаммадия») стал работать второй муллой,​ но из-за своих прогрессивных взглядов не получил официального указа на занятие этой должности. Вторая соборная мечеть была построена в 1888 году. Первый этаж был построен из кирпичей, ​ второй из бревен. Эта мечеть находилась ​ на месте современной соборной мечети. Ко второму приходу относились 121 домов, в которых ​ проживало 492 мужчин и  440 женщин. Имамом этой мечети был назначен уроженец д. Сухие Курнали (ныне ​ в Алексеевском районе РТ) Абдерауф Сагдетдинов,​ сын имама мечети д. Нурма. Он был человеком интеллигентным,​ скромным и образованным, ​ прошёл обучение в медресе ​ деревень Тюнте и  Маскара,​ в Чистопольском медресе при мечети «Нур». В 1937 году минарет второй мечети был снесён и  настоящему времени ее здание не сохранились. Судьба последних имамов мечети была трагичной:​ Сабирзян хазрат «за деятельность против властей» был сослан и предположительно ​ умер в Средней Азии. ​ Габдерауф избежал ​ ссылки,​ но после конфискации ​ имущества ​ жил в нищете.+{{  :​baltasi:​baltasi.jpg?​nolink&​500x375}}В начале 20 в. в Балтасях функционировали 2 мечети. В приходе первой мечети в 1909 году насчитывалось 315 мужчин и 320 женщин,​ 149 дворов. Мечеть этого прихода,​ построенная во времена основания селения,​ сгорела в 1893 году. На том же месте в 1895 году была выстроена новая деревянная мечеть. Историк Р.Г.Фахрутдинов в книге «Кичке азан» (Казань,​ 1997) пишет о том, что его прадед Абдулмоталлаб в конце 17 века был имамом этой мечети,​ Возможно,​ он был первым имамом,​ после него эту должность занимали Адельша ибн Халил ибн Тукай, затем Закирзян Абдульхакимов,​ сын Габделхакима ибн Исламкола (он служил всего 5 лет, умер от болезни,​ похоронен в кладбище Балтасей). Его дело продолжил Абдулгаффар,​ сын Адельши хазрата. О нём Ризаэтдин Фахрутдин писал: «Остроумный,​ доброжелательный,​ воспитанный человек. Некоторые его выражения передавались с уст. Он был человеком прекрасным характером,​ галантным». Хазрат умер в 1852 году, передав дело в области просвещения двум сыновьям и трем дочерям. Его сын Сагдетдин (указ получил 6 августа 1845) при жизни отца был назначен на должность имама мечети с. Балтаси. 14 мая 1888 года эта должность перешла к его сыну Сабирзяну. Получивший хорошее образование в медресе с.Тюнтер Сабирзян был последним имамом этого прихода. Он был очень продвинутым и способным человеком,​ занимался предпринимательским делом, поэтому получил прозвище «богатый мулла». Сабирзян обучал шакирдов по джадитской методике,​ в его новометодном медресе обучались 40-45 детей. Благодаря своей деятельностью он попал в список мулл, предоставляющих опасность властям,​ составленный Ишми ишаном. Сын Сабирзяна Мухаммедшариф (родился 1890-е годы, окончил медресе «Мухаммадия») стал работать второй муллой,​ но из-за своих прогрессивных взглядов не получил официального указа на занятие этой должности. Вторая соборная мечеть была построена в 1888 году. Первый этаж был построен из кирпичей,​ второй из бревен. Эта мечеть находилась на месте современной соборной мечети. Ко второму приходу относились 121 домов, в которых проживало 492 мужчин и 440 женщин. Имамом этой мечети был назначен уроженец д. Сухие Курнали (ныне в Алексеевском районе РТ) Абдерауф Сагдетдинов,​ сын имама мечети д. Нурма. Он был человеком интеллигентным,​ скромным и образованным,​ прошёл обучение в медресе деревень Тюнте и Маскара,​ в Чистопольском медресе при мечети «Нур». В 1937 году минарет второй мечети был снесён и настоящему времени ее здание не сохранились. Судьба последних имамов мечети была трагичной:​ Сабирзян хазрат «за деятельность против властей» был сослан и предположительно умер в Средней Азии. Габдерауф избежал ссылки,​ но после конфискации имущества жил в нищете.
  
-Жителей с. Балтаси не обошли стороной потрясения XX столетия. ​ Ахмадулла Хайруллин,​ Габделгани Галимов,​ Гариф Бадретдинов,​ Гильмутдин Фахретдинов,​ Зариф Ахмадуллин,​ Мухамедзян Зарипов,​ Музип Нуриев ​ и другие участвовали в Первой Мировой войне, вернувшись ​ живыми и здоровыми. К сожалению,​ информации о погибших в империалистической войне не сохранилась. ​ Абдулла Фазылзянов,​ Гариф Зактров,​ Бари Набиев,​ Хабибулла Халиуллин,​ Бари Гаффаров,​ Мухамедзян Сабирзянов прошли гражданскую войну. Установление советской власти в Балтасях ​ проходило не просто. В 1918 году народ под руководством Муртазы Мулюкова,​ вооружившись вилами,​ вышел против продотряда. Во время этих событий были убиты староста одной из волостей Вятской губернии Павлов со своей семьей,​ которые были проездом из Малмыж в Казань. После этого в село был направлен карательный отряд. ​ Предположительные участники преступления – Хабибулла Губайдуллин,​ Якуб Нигматуллин,​ Заки Сабирзянов,​ Закир Сабирзянов,​ Хайрулла Губайдуллин,​ Сабирзян Фазылзянов были казнены,​ многие оштрафованы. Павлова с семьей похоронили на месте современного Дома культуры (в 1974 году перезахоронили на кладбище с. Балтаси), ​ а тела казнённых ​ – у амбаров нынешнего колхоза имени Ленина. ​ Весной 1918 года был образован ​ комитет бедняков,​ а осенью того же года начал ​ работать сельский совет. В 1918-1919 годах в Балтасях ​ открывается советская школа первой ступени обучения. В 1927 году строится ​ здание начальной школы. ​ В 1922 году открывается изба-читальня. ​ В 1929-1930-х гг.  в Балтасях с большими трудностями был организован колхоз,​ получивший имя Ленина. Первым его председателем стал Файзрахман Рамазанов. В годы коллективизации многие зажиточные семьи ​ были сосланы,​ у них отбирались дома, скот и др. Только в  1930-1932 годах были сосланы в Пермь, Красноярск и  Челябинск ​ семьи Муртазы Гимадиева,​ Шакирзяна Закирзянова,​ Залялетдина Камалетдинова,​ Закира Ибрагимова,​ Зарифа Исмагилова,​ Гумера Махмудова,​ Мухарляма Муэминова,​ Салиха Шакирзянова,​ Зарифа Шакирова.+Жителей с. Балтаси не обошли стороной потрясения XX столетия. Ахмадулла Хайруллин,​ Габделгани Галимов,​ Гариф Бадретдинов,​ Гильмутдин Фахретдинов,​ Зариф Ахмадуллин,​ Мухамедзян Зарипов,​ Музип Нуриев и другие участвовали в Первой Мировой войне, вернувшись живыми и здоровыми. К сожалению,​ информации о погибших в империалистической войне не сохранилась. Абдулла Фазылзянов,​ Гариф Зактров,​ Бари Набиев,​ Хабибулла Халиуллин,​ Бари Гаффаров,​ Мухамедзян Сабирзянов прошли гражданскую войну. Установление советской власти в Балтасях проходило не просто. В 1918 году народ под руководством Муртазы Мулюкова,​ вооружившись вилами,​ вышел против продотряда. Во время этих событий были убиты староста одной из волостей Вятской губернии Павлов со своей семьей,​ которые были проездом из Малмыж в Казань. После этого в село был направлен карательный отряд. Предположительные участники преступления – Хабибулла Губайдуллин,​ Якуб Нигматуллин,​ Заки Сабирзянов,​ Закир Сабирзянов,​ Хайрулла Губайдуллин,​ Сабирзян Фазылзянов были казнены,​ многие оштрафованы. Павлова с семьей похоронили на месте современного Дома культуры (в 1974 году перезахоронили на кладбище с. Балтаси),​ а тела казнённых – у амбаров нынешнего колхоза имени Ленина. Весной 1918 года был образован комитет бедняков,​ а осенью того же года начал работать сельский совет. В 1918-1919 годах в Балтасях открывается советская школа первой ступени обучения. В 1927 году строится здание начальной школы. В 1922 году открывается изба-читальня. В 1929-1930-х гг. в Балтасях с большими трудностями был организован колхоз,​ получивший имя Ленина. Первым его председателем стал Файзрахман Рамазанов. В годы коллективизации многие зажиточные семьи были сосланы,​ у них отбирались дома, скот и др. Только в 1930-1932 годах были сосланы в Пермь, Красноярск и Челябинск семьи Муртазы Гимадиева,​ Шакирзяна Закирзянова,​ Залялетдина Камалетдинова,​ Закира Ибрагимова,​ Зарифа Исмагилова,​ Гумера Махмудова,​ Мухарляма Муэминова,​ Салиха Шакирзянова,​ Зарифа Шакирова.
  
-В 1932 году районный центр из. с Тюнтер ​ переводится в Балтаси. Это приводит к интенсивному развитию и расширению села. Здесь стали появляться разные предприятия и их сети. ​ Начальная школа с  1934-1935 учебного года ​  ​становится ​ неполной средней,​ с 1938 года –  средней. В 1935 г. изба-читальня приобретает статус библиотеки,​ в 1938 году переводится ​ в специально построенное ​ здание. В 1933-1936 годах строится каменное здание для клуба, который открыл работу постановкой спектакля «Галиябану»,​ подготовленного силами местного драмкружка. На его основе ​ был создан первый республиканский ​ народный театр. ​ В ноябре 1938 года управление по культуре Совета Народных Комиссаров вышел с предложением об организации в Балтасях филиала Татарского Государственного академического театра. Однако его деятельность из-за Великой Отечественной войны была ограничена,​ в 1944 году он получает статус ​ передвижного театра и переводится в г. Казань. Тем самым, в Балтасях были заложены ​ основы знаменитого театра им. К. Тинчурина. ​  ​В годы Великой Отечественной войны ​ 350 балтасинцев ушли на фронт, из них 179 пали на полях сражений. ​ Жители села приняли у себя 302 человек эвакуированных с запада страны. В память погибшим и героизму тружеников в центре села в 1965 году был поставлен ​ памятник. В 1995 году возникла аллея бюстов Героев Советского Союза ​ уроженцев Балтасинского района,​ в 2010 году аллея была расширена – теперь вместе с ними ​ стоят бюсты Героев Социалистического труда.+В 1932 году районный центр из. с Тюнтер переводится в Балтаси. Это приводит к интенсивному развитию и расширению села. Здесь стали появляться разные предприятия и их сети. Начальная школа с 1934-1935 учебного года становится неполной средней,​ с 1938 года – средней. В 1935 г. изба-читальня приобретает статус библиотеки,​ в 1938 году переводится в специально построенное здание. В 1933-1936 годах строится каменное здание для клуба, который открыл работу постановкой спектакля «Галиябану»,​ подготовленного силами местного драмкружка. На его основе был создан первый республиканский народный театр. В ноябре 1938 года управление по культуре Совета Народных Комиссаров вышел с предложением об организации в Балтасях филиала Татарского Государственного академического театра. Однако его деятельность из-за Великой Отечественной войны была ограничена,​ в 1944 году он получает статус передвижного театра и переводится в г. Казань. Тем самым, в Балтасях были заложены основы знаменитого театра им. К. Тинчурина. В годы Великой Отечественной войны 350 балтасинцев ушли на фронт, из них 179 пали на полях сражений. Жители села приняли у себя 302 человек эвакуированных с запада страны. В память погибшим и героизму тружеников в центре села в 1965 году был поставлен памятник. В 1995 году возникла аллея бюстов Героев Советского Союза уроженцев Балтасинского района,​ в 2010 году аллея была расширена – теперь вместе с ними стоят бюсты Героев Социалистического труда.{{:​baltasi:​baltasi5.jpg?​nolink&​300x225}}
  
-В 1957 году хор Балтасинского дома культуры ​ принимал участие в декаде татарской литературы и культуры в г. Москве,​ где ​ получил высокую ​ оценку своего творчества. Руководитель коллектива Ифрат Хисамов был награжден «Орденом Почета»,​ несколько самодеятельных артистов получили почётные ​ грамоты. В 1954 году начала работу детская библиотека. В 2000 году библиотека перешла в двухэтажное здание,​ отвечающее всем требованиям современной библиотеки. ​  ​В 1978 году было построено новое здание Дома культуры ​ (в старом здании ​ до 2000 года показывали фильмы). В 1967 году в Балтасях открывается детская музыкальная школа, в 2004 году преобразована в  Детскую школу искусств.+В 1957 году хор Балтасинского дома культуры принимал участие в декаде татарской литературы и культуры в г. Москве,​ где получил высокую оценку своего творчества. Руководитель коллектива Ифрат Хисамов был награжден «Орденом Почета»,​ несколько самодеятельных артистов получили почётные грамоты. В 1954 году начала работу детская библиотека. В 2000 году библиотека перешла в двухэтажное здание,​ отвечающее всем требованиям современной библиотеки. В 1978 году было построено новое здание Дома культуры (в старом здании до 2000 года показывали фильмы). В 1967 году в Балтасях открывается детская музыкальная школа, в 2004 году преобразована в Детскую школу искусств.
  
-В настоящее время в Балтасях работают:​ средняя школа, гимназия,​ 4 детских сада, дом культуры,​ школа искусств,​ центр молодежи «Хыял»,​ многопрофильный дворец спорта,​ центральная больница,​ 4 банка, многочисленные магазины,​ предприятия.+В настоящее время в Балтасях работают:​ средняя школа, гимназия,​ 4 детских сада, дом культуры,​ школа искусств,​ центр молодежи «Хыял»,​ многопрофильный дворец спорта,​ центральная больница,​ 4 банка, многочисленные магазины,​ предприятия.{{  :​baltasi:​baltasi2.jpg?​nolink&​280x210}}
  
-Балтаси является малой Родиной Героев Социалистического труда Рима Зарипова и  Камиля Гузаирова, ​ ученых Габделфарта Валиева,​ Байрона Ишмуратова,​ Равиля Фахрутдинова.+Балтаси является малой Родиной Героев Социалистического труда Рима Зарипова и Камиля Гузаирова,​ ученых Габделфарта Валиева,​ Байрона Ишмуратова,​ Равиля Фахрутдинова.