baltasi4.jpg​БАЛТАСИ (Балтач), посёлок городского типа (с 2004), центр Балтасинского района. Расположен на севере РТ, на р. Шошма, в 25 км к северо-западу от железнодорожной станции Шемордан (линия Казань—Екатеринбург). Расстояние до Казани 106 км. До 1920 года Балтаси были центром Балтасинской волости Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Арского кантона ТАССР. С 10 августа 1930 в Тюнтерском районе, со 2 марта 1932 г. центр Балтасинского района, с 1 февраля 1963 в Арском районе, с 12 января 1965 г. вновь районный центр, с 2004 – посёлок городского типа. Число жителей: в 1795 — 583, в 1859 — 1073, в 1884 — 1320, в 1897 — 1461, в 1908 — 1554, в 1920 — 1651, в 1926 — 1576, в 1938 — 2225, в 1949 — 1668, в 1958 — 1898, в 1970 — 2658, в 1979 — 3925, в 1989 — 4887, в 2002 – 6996, в 2010 – 7612, в 2015 — 8115 чел. Свыше 97% составляют татары. В небольшом количестве проживают удмурты, русские, марийцы, армяне, мордва, казахи, башкиры, азербайджанцы и др.

Существует несколько версий относительно происхождения названия «Балтач» и времени основания селения. Две наиболее распространённые связывают его со словами: 1) «бал» («мёд») и 2) «балта» («топор»). В основе первой версии лежит традиционное для балтасинцев занятие пчеловодством, на что указывал ещё известный краевед И.А.Износков в своей книге «Список населенных мест Казанского уезда с кратким описанием» (Казань, 1885). Вторая версия опирается древние традиции деревообработки, что естественно для лесного края каким являлась балтасинская земля большую часть своей истории. Воплощением этих двух версий является изображение медведя с топором на гербе Балтасинского района. По третьей версии, не подтвержденной официальными источниками на месте села Балтаси когда-то существовала марийская деревня Балтай (или Балтач). Тем не менее, версия заслуживает внимания, поскольку по воспоминаниям старожилов у центральной больницы пгт Балтаси когда-то располагалось марийское кладбище, что подтверждает проживание в этих местах марийских племен. По четвёртой версия, предложенной историками Р.Р.Салиховым и Р.Р.Хайрутдиновым, Балтаси были основаны булгарскими переселенцами после похода на Булгар Аксак Тимура (Тамерлана) в 1390 г. Вожаком их был человек по имени Балтач ибн Надер. В пользу этой версии говорят данные археолога Р.Г. Фахрутдинова, который утверждает, что, спасаясь от войск Аксак Тимура, некоторые булгарские племена действительно переселились в бассейн р. Шошма, основав здесь деревни Балтаси, Смаиль, Салаусь, Хасаншаих. В сочинении «Таварихы Булгария» средневекового автора Хисамутдина Муслими упоминаются такие личности как Хасаншаех ибн Кадер, Балтач ибн Надер, Салаусь ибн Абайда, Исмагил ибн Абзан. Автор пишет, что их могилы находятся у Шошмы – притока реки Вятка. Несмотря на то, что историки сомневаются в подлинности данного сочинения, местное население до сих пор поклоняется святым местам, где предположительно похоронены выше перечисленные личности. Таким образом, согласно четвёртой версии Балтаси могли возникнуть на рубеже 14-15 веков. В то же время, объективных подтверждений этому нет. Балтаси не упоминаются в работе Н.Г.Чернышева «Селения Казанского ханства по писцовым книгам», а также в писцовой книге Казанского уезда 1602-1603 гг. И.Болтина. Р.Р.Салихов и Р.Р.Хайрутдинов объясняют это тем, что после падения Казанского ханства многие селения Заказанья, в том числе Балтаси, были сожжены, а на их месте осталась всего лишь «пустошь». Отсюда происходит другое название населенного пункта – «Акманова пустошь», часто встречающееся в дореволюционных источниках. Впервые оно зафиксировано в переписной книге 1678 г. в вариантах – Ахманово, Аманово, Ахманова Пустошь. Происхождение названия связывают с именем помещика Ахмана (Акмана) ибн Сюндек Худяшева, который в 17 в. владел в регионе земельными угодьями и держал ветряную мельницу у реки Норма.

В 18 — первой половине 19 вв. жители Балтасей относились к категории государственных крестьян, выполняли лашманскую повинность. Основным занятием являлось земледелие, были также распространены различные промыслы. В 1878 в селении функционировали 3 кузницы, медно-паяльное заведение, 46 лавок, 2 красильных фабрик, 1 питейное заведение, 9 харчевен. По средам работал базар. По сведениям 1884 года, здесь насчитывалось 231 хозяйство, 112 лошадей, 176 голов коров, 388 голов мелкого скота. Сельская община имела в собственности 2986,2 десятины земли, в том числе 2225 десятин пашенной. 3 хозяйства имели пасеки с 90 ульями, доход с которых составлял 120 рублей в год. Два человека занимались кузнечным делом, зарабатывая до 40 рублей. Два хозяйства держали красильное заведение (окраска и набивка тканей), приносившее доход 50 рублей. Один человек делал оконные рамы, с прибылью в 25 рублей, также имелся мастер по телегам и саням, доход которого составлял 15 рублей в год. Кроме них были валяльщики сапог, занимающие разведением птиц и зверей, также некоторые зарабатывали наемным трудом. Работала крупообдирочная мельница с доходом в 20 рублей. Благосостояние населения оценивалось как «очень достаточное», чем в то время мог похвастаться не каждый населенный пункт. Развитию Балтасей способствовало благополучное географическое расположение. Местный базар не с чем не уступал базарам сёл Апазово, Ашит и Чурилино, однако сильно пострадал при пожаре 1893 г., когда вместе с 29 домами и мечетью сгорели многочисленные торговые ларьки. Позже торговая площадь восстановилась в уменьшенном виде, просуществовав до в 1960-х годов.

На базаре торговали купцы Камалетдин Зиганшин, Алтяф Мулюков и Закир Сафин из Балтасей, Сабирзян Насыбуллин и Мухамедзян Исмагилов из д. Нижняя Кня, Нигматзян Утяганов и Сагит Мухамедрахимов из д. Мамся, Хафиз Ибатуллин из д. Хасаншаих, Назип Ахмадиев из д. Бурнак, Галимулла Юсупов из Царевококшайского уезда, Гафар Хасанов из д. Карелино, Аглямзян Сайфуллин из д. Килеево, Сабирзян Шаяхметов из д. Арбаш, Мингазетдин Шагимарданов из д. Курмалы, Екатерина Наумова из д.Малые Лызи. Они владели бакалейными и мануфактурными лавками, торговый оборот которых доходил до 1500-2000 рублей. Купцы Зиятдин Баязитов, Гильмулла Зиганшин, Исмагил Ибрагимовы из Балтасей собирали с населения шкуры и торговали изделиями из кожи, что приносило доход 1000-2000 рублей в год. Залялетдин Гайнетдинов держал заведение под названием «Чайная с подачей съестных припасов». Сельское население извлекало прибыль от сдачи жилья торговцам с базара и содержания их лошадей. К концу 19 века самыми богатыми купцами в с. Балтаси были Муртаза, Габделхай, Шайхутдин, Алтаф, Назип и Латыф Мулюковы, Каламетдин и Гильмулла Зиганшины, Мухамедзян и Назип Файзуллины, Гузаир и Вали Хасановы и др. Сложились целые династии (Мулюковы, Зиганшины, Файзуллины), которые занимались не только торговлей, но и производством изделий. В окрестностях села работали предприятия по валяния сапог, принадлежавшие Абдурахману Ишмуратову и Муртазе Мулюкову, а также Гумеру Якупову из д.Сосна. Имелись предприятия по окраски и пошиву сапог, обработке шкур, окрашиванию тканей, производству мыла, изготовлению кирпичей. Купцы Мулюковы держали водяные мельницы в Балтасях, в деревнях Ура, Чапшар и Курмала. Самая маленькая из них, располагавшаяся между дд. Чапшар и Курмала, обрабатывала до 4000 пудов зерна в год, производила 600 пудов муки и приносила годовой доход в 400 рублей. Предприниматель Камалетдин Зиганшин держал швейную фабрику в Балтасях, на которой работали 8 человек. Ему, а также Алтафу и Габделхаю Мулюкову, Вали Хасанову и другим сельским баям принадлежали магазины, где торговали мануфактурными и бакалейными товарами. Наиболее состоятельные жители села (М.Мулюков и Г.Ишмуратов) вели торговлю на знаменитых Макарьевской и Ирбитской ярмарках, поставляли товары на зарубежные рынки. Некоторые из них владели большими земельными наделами. Например Мухамедзян Файзуллин имел до 1000 десятин земли. Состоятельные купцы с. Балтаси активно занимались благотворительностью: выделяли средства на строительство мечетей медресе, открытие приютов, помощь бедным и сиротам. В то же время в годы Пугачевского восстания они организовали поимку и передачу карательным органам повстанцев из отряда Масагута Гумерова. К этому делу были привлечены богачи из деревень Сосна, Смаиль, Чутай. В 1918 и 1922 годах бая с. Балтаси организовали выступления против советской власти.

baltasi.jpgВ начале 20 в. в Балтасях функционировали 2 мечети. В приходе первой мечети в 1909 году насчитывалось 315 мужчин и 320 женщин, 149 дворов. Мечеть этого прихода, построенная во времена основания селения, сгорела в 1893 году. На том же месте в 1895 году была выстроена новая деревянная мечеть. Историк Р.Г.Фахрутдинов в книге «Кичке азан» (Казань, 1997) пишет о том, что его прадед Абдулмоталлаб в конце 17 века был имамом этой мечети, Возможно, он был первым имамом, после него эту должность занимали Адельша ибн Халил ибн Тукай, затем Закирзян Абдульхакимов, сын Габделхакима ибн Исламкола (он служил всего 5 лет, умер от болезни, похоронен в кладбище Балтасей). Его дело продолжил Абдулгаффар, сын Адельши хазрата. О нём Ризаэтдин Фахрутдин писал: «Остроумный, доброжелательный, воспитанный человек. Некоторые его выражения передавались с уст. Он был человеком прекрасным характером, галантным». Хазрат умер в 1852 году, передав дело в области просвещения двум сыновьям и трем дочерям. Его сын Сагдетдин (указ получил 6 августа 1845) при жизни отца был назначен на должность имама мечети с. Балтаси. 14 мая 1888 года эта должность перешла к его сыну Сабирзяну. Получивший хорошее образование в медресе с.Тюнтер Сабирзян был последним имамом этого прихода. Он был очень продвинутым и способным человеком, занимался предпринимательским делом, поэтому получил прозвище «богатый мулла». Сабирзян обучал шакирдов по джадитской методике, в его новометодном медресе обучались 40-45 детей. Благодаря своей деятельностью он попал в список мулл, предоставляющих опасность властям, составленный Ишми ишаном. Сын Сабирзяна Мухаммедшариф (родился 1890-е годы, окончил медресе «Мухаммадия») стал работать второй муллой, но из-за своих прогрессивных взглядов не получил официального указа на занятие этой должности. Вторая соборная мечеть была построена в 1888 году. Первый этаж был построен из кирпичей, второй из бревен. Эта мечеть находилась на месте современной соборной мечети. Ко второму приходу относились 121 домов, в которых проживало 492 мужчин и 440 женщин. Имамом этой мечети был назначен уроженец д. Сухие Курнали (ныне в Алексеевском районе РТ) Абдерауф Сагдетдинов, сын имама мечети д. Нурма. Он был человеком интеллигентным, скромным и образованным, прошёл обучение в медресе деревень Тюнте и Маскара, в Чистопольском медресе при мечети «Нур». В 1937 году минарет второй мечети был снесён и настоящему времени ее здание не сохранились. Судьба последних имамов мечети была трагичной: Сабирзян хазрат «за деятельность против властей» был сослан и предположительно умер в Средней Азии. Габдерауф избежал ссылки, но после конфискации имущества жил в нищете.

Жителей с. Балтаси не обошли стороной потрясения XX столетия. Ахмадулла Хайруллин, Габделгани Галимов, Гариф Бадретдинов, Гильмутдин Фахретдинов, Зариф Ахмадуллин, Мухамедзян Зарипов, Музип Нуриев и другие участвовали в Первой Мировой войне, вернувшись живыми и здоровыми. К сожалению, информации о погибших в империалистической войне не сохранилась. Абдулла Фазылзянов, Гариф Зактров, Бари Набиев, Хабибулла Халиуллин, Бари Гаффаров, Мухамедзян Сабирзянов прошли гражданскую войну. Установление советской власти в Балтасях проходило не просто. В 1918 году народ под руководством Муртазы Мулюкова, вооружившись вилами, вышел против продотряда. Во время этих событий были убиты староста одной из волостей Вятской губернии Павлов со своей семьей, которые были проездом из Малмыж в Казань. После этого в село был направлен карательный отряд. Предположительные участники преступления – Хабибулла Губайдуллин, Якуб Нигматуллин, Заки Сабирзянов, Закир Сабирзянов, Хайрулла Губайдуллин, Сабирзян Фазылзянов были казнены, многие оштрафованы. Павлова с семьей похоронили на месте современного Дома культуры (в 1974 году перезахоронили на кладбище с. Балтаси), а тела казнённых – у амбаров нынешнего колхоза имени Ленина. Весной 1918 года был образован комитет бедняков, а осенью того же года начал работать сельский совет. В 1918-1919 годах в Балтасях открывается советская школа первой ступени обучения. В 1927 году строится здание начальной школы. В 1922 году открывается изба-читальня. В 1929-1930-х гг. в Балтасях с большими трудностями был организован колхоз, получивший имя Ленина. Первым его председателем стал Файзрахман Рамазанов. В годы коллективизации многие зажиточные семьи были сосланы, у них отбирались дома, скот и др. Только в 1930-1932 годах были сосланы в Пермь, Красноярск и Челябинск семьи Муртазы Гимадиева, Шакирзяна Закирзянова, Залялетдина Камалетдинова, Закира Ибрагимова, Зарифа Исмагилова, Гумера Махмудова, Мухарляма Муэминова, Салиха Шакирзянова, Зарифа Шакирова.

В 1932 году районный центр из. с Тюнтер переводится в Балтаси. Это приводит к интенсивному развитию и расширению села. Здесь стали появляться разные предприятия и их сети. Начальная школа с 1934-1935 учебного года становится неполной средней, с 1938 года – средней. В 1935 г. изба-читальня приобретает статус библиотеки, в 1938 году переводится в специально построенное здание. В 1933-1936 годах строится каменное здание для клуба, который открыл работу постановкой спектакля «Галиябану», подготовленного силами местного драмкружка. На его основе был создан первый республиканский народный театр. В ноябре 1938 года управление по культуре Совета Народных Комиссаров вышел с предложением об организации в Балтасях филиала Татарского Государственного академического театра. Однако его деятельность из-за Великой Отечественной войны была ограничена, в 1944 году он получает статус передвижного театра и переводится в г. Казань. Тем самым, в Балтасях были заложены основы знаменитого театра им. К. Тинчурина. В годы Великой Отечественной войны 350 балтасинцев ушли на фронт, из них 179 пали на полях сражений. Жители села приняли у себя 302 человек эвакуированных с запада страны. В память погибшим и героизму тружеников в центре села в 1965 году был поставлен памятник. В 1995 году возникла аллея бюстов Героев Советского Союза уроженцев Балтасинского района, в 2010 году аллея была расширена – теперь вместе с ними стоят бюсты Героев Социалистического труда.baltasi5.jpg

В 1957 году хор Балтасинского дома культуры принимал участие в декаде татарской литературы и культуры в г. Москве, где получил высокую оценку своего творчества. Руководитель коллектива Ифрат Хисамов был награжден «Орденом Почета», несколько самодеятельных артистов получили почётные грамоты. В 1954 году начала работу детская библиотека. В 2000 году библиотека перешла в двухэтажное здание, отвечающее всем требованиям современной библиотеки. В 1978 году было построено новое здание Дома культуры (в старом здании до 2000 года показывали фильмы). В 1967 году в Балтасях открывается детская музыкальная школа, в 2004 году преобразована в Детскую школу искусств.

В настоящее время в Балтасях работают: средняя школа, гимназия, 4 детских сада, дом культуры, школа искусств, центр молодежи «Хыял», многопрофильный дворец спорта, центральная больница, 4 банка, многочисленные магазины, предприятия.baltasi2.jpg

Балтаси является малой Родиной Героев Социалистического труда Рима Зарипова и Камиля Гузаирова, ученых Габделфарта Валиева, Байрона Ишмуратова, Равиля Фахрутдинова.