Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

арняш [2017/04/20 11:54]
administrator создано
арняш [2017/04/20 11:58] (текущий)
administrator
Строка 5: Строка 5:
 Деревня Арняш располагается на речке Урнашский ключ (по-татарски Орнаш). Обращает на себя внимание,​ что на дореволюционных надгробиях местного кладбища название деревни так же указано как Орнаш. Очевидно,​ что топоним и гидроним имеют одно происхождение,​ а современное татарское название «Әрнәш» скорее всего калька с русского «Арняш». В некоторых русских источниках название деревни указывается как «Арняк»,​ а название речки – Арняш, вместо Урнашский ключ[1]. Деревня Арняш располагается на речке Урнашский ключ (по-татарски Орнаш). Обращает на себя внимание,​ что на дореволюционных надгробиях местного кладбища название деревни так же указано как Орнаш. Очевидно,​ что топоним и гидроним имеют одно происхождение,​ а современное татарское название «Әрнәш» скорее всего калька с русского «Арняш». В некоторых русских источниках название деревни указывается как «Арняк»,​ а название речки – Арняш, вместо Урнашский ключ[1].
  
-Основание деревни относят к периоду Казанского ханства[2]. Существование в этой местности средневекового поселения подверждают и археологические материалы. В 1980-е гг. в районе деревни проводились археологические раскопки,​ в том числе так называемого Арняшского могильника XVII – XVIII вв.[3] Извлеченные оттуда находки ныне хранятся в Удмуртском институте истории,​ языка и литературы УрО РАН. Антропологический анализ материалов могильника показал близость местного населения к современным удмуртам[4]. Это подверждает мнение ученых,​ рассматривающих северо-западные районы Татарстана как территорию,​ на которой сложилось ядро удмуртского этноса. Этот процесс датируется II тысячелетием н.э., однако уже в XV – XVI вв. в результате ходе активных миграционных процессов указанные территории начинают заселять тюрко-татары. В то же время некоторые исследователи обнаруживают в материалах раскопок следы «доудмуртского» населения[5].+Основание деревни относят к периоду Казанского ханства[2]. Существование в этой местности средневекового поселения подверждают и археологические материалы. В 1980-е гг. в районе деревни проводились археологические раскопки,​ в том числе так называемого Арняшского могильника XVII – XVIII вв.[3] Извлеченные оттуда находки ныне хранятся в Удмуртском институте истории,​ языка и литературы УрО РАН. Антропологический анализ материалов могильника показал близость местного населения к современным удмуртам[4]. Это подверждает мнение ученых,​ рассматривающих северо-западные районы Татарстана как территорию,​ на которой сложилось ядро удмуртского этноса. Этот процесс датируется II тысячелетием н.э., однако уже в XV–XVI вв. в результате ходе активных миграционных процессов указанные территории начинают заселять тюрко-татары. В то же время некоторые исследователи обнаруживают в материалах раскопок следы «доудмуртского» населения[5].
  
 По данным конца XVIII в. в Арняше проживали ясачные татары и деревня не отличалась большой численностью. В 1782 г. насчитывалось 68 душ мужского пола[6],​ т.е. общее число населения составляло примерно 140 человек. В административном отношении Арняш входил в Мульминскую волость и располагался на северо-востоке Казанского уезда. В следующем столетии население постоянно росло и к середине XIX в. составило более 390 человек[7]. К тому времени в официальных документах арняшевцы числились как государственные крестьяне. По данным конца XVIII в. в Арняше проживали ясачные татары и деревня не отличалась большой численностью. В 1782 г. насчитывалось 68 душ мужского пола[6],​ т.е. общее число населения составляло примерно 140 человек. В административном отношении Арняш входил в Мульминскую волость и располагался на северо-востоке Казанского уезда. В следующем столетии население постоянно росло и к середине XIX в. составило более 390 человек[7]. К тому времени в официальных документах арняшевцы числились как государственные крестьяне.
Строка 15: Строка 15:
 В начале XX в. земельный надел сельской общины составлял 775,4 десятин[14]. Из-за малоземелья главы ряда семейств находили другие источники дохода. Еще в конце XIX в. на отхожих промыслах были заняты 11 мужчин. В основном все они являлись кирпичниками. Некоторые жители занимались плетением веревок. В начале XX в. земельный надел сельской общины составлял 775,4 десятин[14]. Из-за малоземелья главы ряда семейств находили другие источники дохода. Еще в конце XIX в. на отхожих промыслах были заняты 11 мужчин. В основном все они являлись кирпичниками. Некоторые жители занимались плетением веревок.
  
-Дореволюционные авторы указывали,​ что крестьяне Арняша влачили трудную жизнь, жили «посредственно»[15]. Об этом сидетельствует и перенаселенность небольших деревенских домов: практически всю вторую половину XIX столетия в них проживали в среднем по 8 человек[16]. При таких незавидных материальных условиях крестьяне особенно тяжело переживали неурожаи,​ которые влекли за собой нужду и голод. Например,​ по заявлению гласного от крестьян Казанского уездного земского собрания Фаткуллы Мазитова,​ осенью 1891 г. из-за неурожая страшную нужду испытывали жители ряда деревень уезда. Среди них были упомянуты такие деревни как Арняш, Нижние и Средние Аты, Клачи[17].+Дореволюционные авторы указывали,​ что крестьяне Арняша влачили трудную жизнь, жили «посредственно»[15]. Об этом свидетельствует и перенаселенность небольших деревенских домов: практически всю вторую половину XIX столетия в них проживали в среднем по 8 человек[16]. При таких незавидных материальных условиях крестьяне особенно тяжело переживали неурожаи,​ которые влекли за собой нужду и голод. Например,​ по заявлению гласного от крестьян Казанского уездного земского собрания Фаткуллы Мазитова,​ осенью 1891 г. из-за неурожая страшную нужду испытывали жители ряда деревень уезда. Среди них были упомянуты такие деревни как Арняш, Нижние и Средние Аты, Клачи[17].
  
-Судя по всему, неурожаи рубежа XIX – XX вв., общее падение уровня жизни, привели к значительным колебаниям численности населения Арняша. Если в 1870 г. в деревне насчитывалось 384 жителя,​[18] то к 1896 г. это число выросло до 691[19]. Однако уже в 1898 г. здесь было зарегистрировано 87 домохозяйств,​ в которых проживали 523 человека. К 1909 г. количество домов в приходе выросло до 98, а вот жителей уменьшилось до 413 человек. Очевидно,​ что в этот период целые семейства покинули деревню. Речь идет либо о вынужденной урбанизации (крестьяне уезжали в ближайшие города в поисках заработка),​ либо о целенаправленном переезде по другим мотивам,​ что наблюдалось перед Всероссийкой переписью населения 1897 г. Ее проведение в Казанской губернии сопровождалось рядом драматичных событий. Многие крестьяне усмотрели в переписи подготовку к насильственному крещению и оказывали сопротивление переписчикам. В некоторых случаях губернские власти были вынуждены обратиться к помощи военных. Одной из форм сопротивления был переезд татарских семей в Османскую империю.+Судя по всему, неурожаи рубежа XIX – XX вв., общее падение уровня жизни, привели к значительным колебаниям численности населения Арняша. Если в 1870 г. в деревне насчитывалось 384 жителя,​[18] то к 1896 г. это число выросло до 691[19]. Однако уже в 1898 г. здесь было зарегистрировано 87 домохозяйств,​ в которых проживали 523 человека. К 1909 г. количество домов в приходе выросло до 98, а вот жителей уменьшилось до 413 человек. Очевидно,​ что в этот период целые семейства покинули деревню. Речь идет либо о вынужденной урбанизации (крестьяне уезжали в ближайшие города в поисках заработка),​ либо о целенаправленном переезде по другим мотивам,​ что наблюдалось перед Всероссийской переписью населения 1897 г. Ее проведение в Казанской губернии сопровождалось рядом драматичных событий. Многие крестьяне усмотрели в переписи подготовку к насильственному крещению и оказывали сопротивление переписчикам. В некоторых случаях губернские власти были вынуждены обратиться к помощи военных. Одной из форм сопротивления был переезд татарских семей в Османскую империю.
  
 В ходе реализации различных правительственных инициатив помощниками администрации на местах,​ как правило,​ выступали религиозные деятели. Во время подготовки к переписи 1897 г. роль татарских мулл была огромной. Например,​ из 15 имамов Казанского уезда 12 согласились безвозмездно выполнять обязанности счетчика. Среди них был и Ахметзян мулла из деревни Арняш[20]. В ходе реализации различных правительственных инициатив помощниками администрации на местах,​ как правило,​ выступали религиозные деятели. Во время подготовки к переписи 1897 г. роль татарских мулл была огромной. Например,​ из 15 имамов Казанского уезда 12 согласились безвозмездно выполнять обязанности счетчика. Среди них был и Ахметзян мулла из деревни Арняш[20].
Строка 57: Строка 57:
 [2] Татарская энциклопедия. Казань,​ 2002. Т.1. С.181. [2] Татарская энциклопедия. Казань,​ 2002. Т.1. С.181.
  
-[3] Руденко К.А., Шутова Н.И. Шутова. История археологического изучения Арского района Республики Татарстан // Вестник Пермского университета. Серия История. 2013. №1 (21). С.117.+[3] Руденко К.А., Шутова Н.И. Шутова. История археологического изучения Арского района Республики Татарстан ​<​nowiki>​//</​nowiki> ​Вестник Пермского университета. Серия История. 2013. №1 (21). С.117.
  
-[4] Моисеев В.Г., Селезнева В.И. Краниоскопическая характеристика населения Волго-Камья 1 тысячелетия н.э. // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс] http:// www.kunstkamera.ru+[4] Моисеев В.Г., Селезнева В.И. Краниоскопическая характеристика населения Волго-Камья 1 тысячелетия н.э. ​<​nowiki>​//</​nowiki> ​Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс] http:<​nowiki>/​/</nowiki> ​www.kunstkamera.ru
  
-[5] Широбокова И.Г. Материалы к краниологии удмуртов XVII-XIX вв. // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс] http:// www.kunstkamera.ru+[5] Широбокова И.Г. Материалы к краниологии удмуртов XVII-XIX вв. <​nowiki>​//</​nowiki> ​Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс] http:<​nowiki>/​/</nowiki> ​www.kunstkamera.ru
  
-[6] Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в. / под ред. Д.А. Корсакова. Казань,​ 1908 . С.249+[6] Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в. / под ред. Д.А. Корсакова. Казань,​ 1908 . С.249.
  
-[7] Список населенных мест по сведениям 1859 г. Казанская губерния/под ред. А. Артемьева. СПб., 1866. С.12.+[7] Список населенных мест по сведениям 1859 г. Казанская губерния /под ред. А. Артемьева. СПб., 1866. С.12.
  
 [8] НА РТ. Ф.2. Оп.1. Д.1431. Л.22. [8] НА РТ. Ф.2. Оп.1. Д.1431. Л.22.
Строка 115: Строка 115:
 [31] НА РТ. Ф.2. Оп.1. Д.1431. Л.22; Там же. Д.1461. Л.32; НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.8464. Л.34. [31] НА РТ. Ф.2. Оп.1. Д.1431. Л.22; Там же. Д.1461. Л.32; НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.8464. Л.34.
  
-[32] Хәсәнов Ф. Дәвамы нигә язылмаган?​ (“Тукай” романы турында) // Ватаным Татарстан. 2006. апрель [Электронный ресурс] http://​gabdullatukay.ru Дата обращения 4.10.2016.+[32] Хәсәнов Ф. Дәвамы нигә язылмаган?​ (“Тукай” романы турында) ​<​nowiki>​//</​nowiki> ​Ватаным Татарстан. 2006. апрель [Электронный ресурс] http:<​nowiki>/​/</nowiki>gabdullatukay.ru Дата обращения 4.10.2016.
  
 [33] Татарская энциклопедия. Казань,​ 2002. Т.1. С.417. [33] Татарская энциклопедия. Казань,​ 2002. Т.1. С.417.
  
-[34] Сафина А. «Россия тарихында минем якташларым». Исследовательская работа ученицы 11 кл. // Алые паруса [Электронный ресурс] http://​nsportal.ru/​ap/​library/​literaturnoe-tvorchestvo/​2015/​09/​30/​rossiya-tarihynda-minem-yaktashlarym Дата обращения 4.10.2016.+[34] Сафина А. «Россия тарихында минем якташларым». Исследовательская работа ученицы 11 кл. <​nowiki>​//</​nowiki> ​Алые паруса [Электронный ресурс] http:<​nowiki>/​/</nowiki>nsportal.ru/​ap/​library/​literaturnoe-tvorchestvo/​2015/​09/​30/​rossiya-tarihynda-minem-yaktashlarym Дата обращения 4.10.2016.