Различия
Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
арняш [2017/04/20 11:54] administrator создано |
арняш [2017/04/20 11:58] administrator |
||
---|---|---|---|
Строка 5: | Строка 5: | ||
Деревня Арняш располагается на речке Урнашский ключ (по-татарски Орнаш). Обращает на себя внимание, что на дореволюционных надгробиях местного кладбища название деревни так же указано как Орнаш. Очевидно, что топоним и гидроним имеют одно происхождение, а современное татарское название «Әрнәш» скорее всего калька с русского «Арняш». В некоторых русских источниках название деревни указывается как «Арняк», а название речки – Арняш, вместо Урнашский ключ[1]. | Деревня Арняш располагается на речке Урнашский ключ (по-татарски Орнаш). Обращает на себя внимание, что на дореволюционных надгробиях местного кладбища название деревни так же указано как Орнаш. Очевидно, что топоним и гидроним имеют одно происхождение, а современное татарское название «Әрнәш» скорее всего калька с русского «Арняш». В некоторых русских источниках название деревни указывается как «Арняк», а название речки – Арняш, вместо Урнашский ключ[1]. | ||
- | Основание деревни относят к периоду Казанского ханства[2]. Существование в этой местности средневекового поселения подверждают и археологические материалы. В 1980-е гг. в районе деревни проводились археологические раскопки, в том числе так называемого Арняшского могильника XVII – XVIII вв.[3] Извлеченные оттуда находки ныне хранятся в Удмуртском институте истории, языка и литературы УрО РАН. Антропологический анализ материалов могильника показал близость местного населения к современным удмуртам[4]. Это подверждает мнение ученых, рассматривающих северо-западные районы Татарстана как территорию, на которой сложилось ядро удмуртского этноса. Этот процесс датируется II тысячелетием н.э., однако уже в XV – XVI вв. в результате ходе активных миграционных процессов указанные территории начинают заселять тюрко-татары. В то же время некоторые исследователи обнаруживают в материалах раскопок следы «доудмуртского» населения[5]. | + | Основание деревни относят к периоду Казанского ханства[2]. Существование в этой местности средневекового поселения подверждают и археологические материалы. В 1980-е гг. в районе деревни проводились археологические раскопки, в том числе так называемого Арняшского могильника XVII – XVIII вв.[3] Извлеченные оттуда находки ныне хранятся в Удмуртском институте истории, языка и литературы УрО РАН. Антропологический анализ материалов могильника показал близость местного населения к современным удмуртам[4]. Это подверждает мнение ученых, рассматривающих северо-западные районы Татарстана как территорию, на которой сложилось ядро удмуртского этноса. Этот процесс датируется II тысячелетием н.э., однако уже в XV–XVI вв. в результате ходе активных миграционных процессов указанные территории начинают заселять тюрко-татары. В то же время некоторые исследователи обнаруживают в материалах раскопок следы «доудмуртского» населения[5]. |
По данным конца XVIII в. в Арняше проживали ясачные татары и деревня не отличалась большой численностью. В 1782 г. насчитывалось 68 душ мужского пола[6], т.е. общее число населения составляло примерно 140 человек. В административном отношении Арняш входил в Мульминскую волость и располагался на северо-востоке Казанского уезда. В следующем столетии население постоянно росло и к середине XIX в. составило более 390 человек[7]. К тому времени в официальных документах арняшевцы числились как государственные крестьяне. | По данным конца XVIII в. в Арняше проживали ясачные татары и деревня не отличалась большой численностью. В 1782 г. насчитывалось 68 душ мужского пола[6], т.е. общее число населения составляло примерно 140 человек. В административном отношении Арняш входил в Мульминскую волость и располагался на северо-востоке Казанского уезда. В следующем столетии население постоянно росло и к середине XIX в. составило более 390 человек[7]. К тому времени в официальных документах арняшевцы числились как государственные крестьяне. | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
В начале XX в. земельный надел сельской общины составлял 775,4 десятин[14]. Из-за малоземелья главы ряда семейств находили другие источники дохода. Еще в конце XIX в. на отхожих промыслах были заняты 11 мужчин. В основном все они являлись кирпичниками. Некоторые жители занимались плетением веревок. | В начале XX в. земельный надел сельской общины составлял 775,4 десятин[14]. Из-за малоземелья главы ряда семейств находили другие источники дохода. Еще в конце XIX в. на отхожих промыслах были заняты 11 мужчин. В основном все они являлись кирпичниками. Некоторые жители занимались плетением веревок. | ||
- | Дореволюционные авторы указывали, что крестьяне Арняша влачили трудную жизнь, жили «посредственно»[15]. Об этом сидетельствует и перенаселенность небольших деревенских домов: практически всю вторую половину XIX столетия в них проживали в среднем по 8 человек[16]. При таких незавидных материальных условиях крестьяне особенно тяжело переживали неурожаи, которые влекли за собой нужду и голод. Например, по заявлению гласного от крестьян Казанского уездного земского собрания Фаткуллы Мазитова, осенью 1891 г. из-за неурожая страшную нужду испытывали жители ряда деревень уезда. Среди них были упомянуты такие деревни как Арняш, Нижние и Средние Аты, Клачи[17]. | + | Дореволюционные авторы указывали, что крестьяне Арняша влачили трудную жизнь, жили «посредственно»[15]. Об этом свидетельствует и перенаселенность небольших деревенских домов: практически всю вторую половину XIX столетия в них проживали в среднем по 8 человек[16]. При таких незавидных материальных условиях крестьяне особенно тяжело переживали неурожаи, которые влекли за собой нужду и голод. Например, по заявлению гласного от крестьян Казанского уездного земского собрания Фаткуллы Мазитова, осенью 1891 г. из-за неурожая страшную нужду испытывали жители ряда деревень уезда. Среди них были упомянуты такие деревни как Арняш, Нижние и Средние Аты, Клачи[17]. |
- | Судя по всему, неурожаи рубежа XIX – XX вв., общее падение уровня жизни, привели к значительным колебаниям численности населения Арняша. Если в 1870 г. в деревне насчитывалось 384 жителя,[18] то к 1896 г. это число выросло до 691[19]. Однако уже в 1898 г. здесь было зарегистрировано 87 домохозяйств, в которых проживали 523 человека. К 1909 г. количество домов в приходе выросло до 98, а вот жителей уменьшилось до 413 человек. Очевидно, что в этот период целые семейства покинули деревню. Речь идет либо о вынужденной урбанизации (крестьяне уезжали в ближайшие города в поисках заработка), либо о целенаправленном переезде по другим мотивам, что наблюдалось перед Всероссийкой переписью населения 1897 г. Ее проведение в Казанской губернии сопровождалось рядом драматичных событий. Многие крестьяне усмотрели в переписи подготовку к насильственному крещению и оказывали сопротивление переписчикам. В некоторых случаях губернские власти были вынуждены обратиться к помощи военных. Одной из форм сопротивления был переезд татарских семей в Османскую империю. | + | Судя по всему, неурожаи рубежа XIX – XX вв., общее падение уровня жизни, привели к значительным колебаниям численности населения Арняша. Если в 1870 г. в деревне насчитывалось 384 жителя,[18] то к 1896 г. это число выросло до 691[19]. Однако уже в 1898 г. здесь было зарегистрировано 87 домохозяйств, в которых проживали 523 человека. К 1909 г. количество домов в приходе выросло до 98, а вот жителей уменьшилось до 413 человек. Очевидно, что в этот период целые семейства покинули деревню. Речь идет либо о вынужденной урбанизации (крестьяне уезжали в ближайшие города в поисках заработка), либо о целенаправленном переезде по другим мотивам, что наблюдалось перед Всероссийской переписью населения 1897 г. Ее проведение в Казанской губернии сопровождалось рядом драматичных событий. Многие крестьяне усмотрели в переписи подготовку к насильственному крещению и оказывали сопротивление переписчикам. В некоторых случаях губернские власти были вынуждены обратиться к помощи военных. Одной из форм сопротивления был переезд татарских семей в Османскую империю. |
В ходе реализации различных правительственных инициатив помощниками администрации на местах, как правило, выступали религиозные деятели. Во время подготовки к переписи 1897 г. роль татарских мулл была огромной. Например, из 15 имамов Казанского уезда 12 согласились безвозмездно выполнять обязанности счетчика. Среди них был и Ахметзян мулла из деревни Арняш[20]. | В ходе реализации различных правительственных инициатив помощниками администрации на местах, как правило, выступали религиозные деятели. Во время подготовки к переписи 1897 г. роль татарских мулл была огромной. Например, из 15 имамов Казанского уезда 12 согласились безвозмездно выполнять обязанности счетчика. Среди них был и Ахметзян мулла из деревни Арняш[20]. | ||
Строка 57: | Строка 57: | ||
[2] Татарская энциклопедия. Казань, 2002. Т.1. С.181. | [2] Татарская энциклопедия. Казань, 2002. Т.1. С.181. | ||
- | [3] Руденко К.А., Шутова Н.И. Шутова. История археологического изучения Арского района Республики Татарстан // Вестник Пермского университета. Серия История. 2013. №1 (21). С.117. | + | [3] Руденко К.А., Шутова Н.И. Шутова. История археологического изучения Арского района Республики Татарстан <nowiki>//</nowiki> Вестник Пермского университета. Серия История. 2013. №1 (21). С.117. |
- | [4] Моисеев В.Г., Селезнева В.И. Краниоскопическая характеристика населения Волго-Камья 1 тысячелетия н.э. // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс] http:// www.kunstkamera.ru | + | [4] Моисеев В.Г., Селезнева В.И. Краниоскопическая характеристика населения Волго-Камья 1 тысячелетия н.э. <nowiki>//</nowiki> Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс] http:<nowiki>//</nowiki> www.kunstkamera.ru |
- | [5] Широбокова И.Г. Материалы к краниологии удмуртов XVII-XIX вв. // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс] http:// www.kunstkamera.ru | + | [5] Широбокова И.Г. Материалы к краниологии удмуртов XVII-XIX вв. <nowiki>//</nowiki> Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс] http:<nowiki>//</nowiki> www.kunstkamera.ru |
- | [6] Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в. / под ред. Д.А. Корсакова. Казань, 1908 . С.249 | + | [6] Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в. / под ред. Д.А. Корсакова. Казань, 1908 . С.249. |
- | [7] Список населенных мест по сведениям 1859 г. Казанская губерния. /под ред. А. Артемьева. СПб., 1866. С.12. | + | [7] Список населенных мест по сведениям 1859 г. Казанская губерния /под ред. А. Артемьева. СПб., 1866. С.12. |
[8] НА РТ. Ф.2. Оп.1. Д.1431. Л.22. | [8] НА РТ. Ф.2. Оп.1. Д.1431. Л.22. | ||
Строка 115: | Строка 115: | ||
[31] НА РТ. Ф.2. Оп.1. Д.1431. Л.22; Там же. Д.1461. Л.32; НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.8464. Л.34. | [31] НА РТ. Ф.2. Оп.1. Д.1431. Л.22; Там же. Д.1461. Л.32; НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.8464. Л.34. | ||
- | [32] Хәсәнов Ф. Дәвамы нигә язылмаган? (“Тукай” романы турында) // Ватаным Татарстан. 2006. апрель [Электронный ресурс] http://gabdullatukay.ru Дата обращения 4.10.2016. | + | [32] Хәсәнов Ф. Дәвамы нигә язылмаган? (“Тукай” романы турында) <nowiki>//</nowiki> Ватаным Татарстан. 2006. апрель [Электронный ресурс] http:<nowiki>//</nowiki>gabdullatukay.ru Дата обращения 4.10.2016. |
[33] Татарская энциклопедия. Казань, 2002. Т.1. С.417. | [33] Татарская энциклопедия. Казань, 2002. Т.1. С.417. | ||
- | [34] Сафина А. «Россия тарихында минем якташларым». Исследовательская работа ученицы 11 кл. // Алые паруса [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/09/30/rossiya-tarihynda-minem-yaktashlarym Дата обращения 4.10.2016. | + | [34] Сафина А. «Россия тарихында минем якташларым». Исследовательская работа ученицы 11 кл. <nowiki>//</nowiki> Алые паруса [Электронный ресурс] http:<nowiki>//</nowiki>nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/09/30/rossiya-tarihynda-minem-yaktashlarym Дата обращения 4.10.2016. |