Арняш

Деревня Арняш располагается на речке Урнашский ключ (по-татарски Орнаш). Обращает на себя внимание, что на дореволюционных надгробиях местного кладбища название деревни так же указано как Орнаш. Очевидно, что топоним и гидроним имеют одно происхождение, а современное татарское название «Әрнәш» скорее всего калька с русского «Арняш». В некоторых русских источниках название деревни указывается как «Арняк», а название речки – Арняш, вместо Урнашский ключ[1].

Основание деревни относят к периоду Казанского ханства[2]. Существование в этой местности средневекового поселения подверждают и археологические материалы. В 1980-е гг. в районе деревни проводились археологические раскопки, в том числе так называемого Арняшского могильника XVII – XVIII вв.[3] Извлеченные оттуда находки ныне хранятся в Удмуртском институте истории, языка и литературы УрО РАН. Антропологический анализ материалов могильника показал близость местного населения к современным удмуртам[4]. Это подверждает мнение ученых, рассматривающих северо-западные районы Татарстана как территорию, на которой сложилось ядро удмуртского этноса. Этот процесс датируется II тысячелетием н.э., однако уже в XV–XVI вв. в результате ходе активных миграционных процессов указанные территории начинают заселять тюрко-татары. В то же время некоторые исследователи обнаруживают в материалах раскопок следы «доудмуртского» населения[5].

По данным конца XVIII в. в Арняше проживали ясачные татары и деревня не отличалась большой численностью. В 1782 г. насчитывалось 68 душ мужского пола[6], т.е. общее число населения составляло примерно 140 человек. В административном отношении Арняш входил в Мульминскую волость и располагался на северо-востоке Казанского уезда. В следующем столетии население постоянно росло и к середине XIX в. составило более 390 человек[7]. К тому времени в официальных документах арняшевцы числились как государственные крестьяне.

О приросте населения Арняша говорит и официальное оформление в 1829 г. мусульманской махалли[8]. Примечательно, что деревянная мечеть в деревне была построена еще в 1805 г. [9], но, вероятно, из-за недостаточного числа прихожан общину официально зарегистрировали лишь спустя четверть века.

Традиционным занятием местных жителей являлось земледелие. Сельская община Арняша имела одну земельную дачу с жителями дер. Нижние и Средние Аты. По данным 1862 г., на одну мужскую душу в среднем приходилось по 5,9 десятин земли[10]. В этот период уже практиковалась трехпольная система земледелия. Основными культурами были рожь, греча, овес и полба. На приусадебных участках сельчане выращивали некоторые виды овощей, но в целом овощеводство не приносило особого дохода. Гораздо успешнее развивалось скотоводство: в большом количестве разводили коз и овец, почти в каждом хозяйстве имелась корова, а вот лошади для некоторых семей были непозволительной роскошью. В 23 домохозяйствах их вообще не было[11]. Помимо этого, жители Арняша занимались пчеловодством[12]. Бытовые запросы сельчан удовлетворяли мастера столярного дела. Годовой доход единственного к 1897 г. арняшского столяра составлял 75 рублей[13]. Важной составляющей хозяйственной жизни деревни были две ветряные мельницы и три мелочные лавки.

В начале XX в. земельный надел сельской общины составлял 775,4 десятин[14]. Из-за малоземелья главы ряда семейств находили другие источники дохода. Еще в конце XIX в. на отхожих промыслах были заняты 11 мужчин. В основном все они являлись кирпичниками. Некоторые жители занимались плетением веревок.

Дореволюционные авторы указывали, что крестьяне Арняша влачили трудную жизнь, жили «посредственно»[15]. Об этом свидетельствует и перенаселенность небольших деревенских домов: практически всю вторую половину XIX столетия в них проживали в среднем по 8 человек[16]. При таких незавидных материальных условиях крестьяне особенно тяжело переживали неурожаи, которые влекли за собой нужду и голод. Например, по заявлению гласного от крестьян Казанского уездного земского собрания Фаткуллы Мазитова, осенью 1891 г. из-за неурожая страшную нужду испытывали жители ряда деревень уезда. Среди них были упомянуты такие деревни как Арняш, Нижние и Средние Аты, Клачи[17].

Судя по всему, неурожаи рубежа XIX – XX вв., общее падение уровня жизни, привели к значительным колебаниям численности населения Арняша. Если в 1870 г. в деревне насчитывалось 384 жителя,[18] то к 1896 г. это число выросло до 691[19]. Однако уже в 1898 г. здесь было зарегистрировано 87 домохозяйств, в которых проживали 523 человека. К 1909 г. количество домов в приходе выросло до 98, а вот жителей уменьшилось до 413 человек. Очевидно, что в этот период целые семейства покинули деревню. Речь идет либо о вынужденной урбанизации (крестьяне уезжали в ближайшие города в поисках заработка), либо о целенаправленном переезде по другим мотивам, что наблюдалось перед Всероссийской переписью населения 1897 г. Ее проведение в Казанской губернии сопровождалось рядом драматичных событий. Многие крестьяне усмотрели в переписи подготовку к насильственному крещению и оказывали сопротивление переписчикам. В некоторых случаях губернские власти были вынуждены обратиться к помощи военных. Одной из форм сопротивления был переезд татарских семей в Османскую империю.

В ходе реализации различных правительственных инициатив помощниками администрации на местах, как правило, выступали религиозные деятели. Во время подготовки к переписи 1897 г. роль татарских мулл была огромной. Например, из 15 имамов Казанского уезда 12 согласились безвозмездно выполнять обязанности счетчика. Среди них был и Ахметзян мулла из деревни Арняш[20].

Он родился в 1845 г. и с 42-летнего возраста исполнял обязанности муллы в родном приходе прихода. В разных документах его фамилия указывается по-разному: Габитов, Гадинов, Сабитов. Но, скорее всего, муллу звали Ахметзян Габитов. Следует сказать, что он не являлся продолжателем династии местных религиозных служителей. Долгие годы духовные потребности жителей деревни удовлетворяли представители другой фамилии. В 1852 г. указ на исполнение обязанностей муллы в Арняше получил Камалетдин Шамседдинович Жабали, выходец из Горной стороны. Он возглавлял мусульманскую общину более тридцати лет и умер в 1894 г. На деревенском зирате сохранился надгробный камень Камаледдина муллы.

В феврале 1881 г. жители Арняша во главе с сельским старостой Тохватуллой Биккениным выступили с инициативой избрания второго муллы. В прошении сельской общины говорилось, что К.Шамсутдинову из-за солидного возраста стало «трудно одному отправлять богослужение и разные духовные требы». На сельском сходе избрали вторым муллой крестьянина деревни Малой Уньбы Мульминской волости Казанского уезда Салахутдина Камалютдинова[21]. Он был сыном старого муллы и родился в Арняше в 1847 г., хотя и числился крестьянином другой деревни[22].

Однако затея с избранием второго муллы принесла жителям деревни неожиданные проблемы. Из-за того, что в прошении говорилось о 197 ревизских душах, сразу возник вопрос о легитимности существования самого мусульманского прихода. По закону для регистрации махалли требовалось наличие 200 человек мужского пола[23].

Конечно, жители Арняша прекрасно знали о существующем правиле, да и проживало в деревне больше людей, чем было заявлено. Просто из-за несовершенства системы учета оставались неучтенными рекруты, вернувшиеся домой после завершения службы. В 1881 г. в Арняше проживало восемь семей отставных нижних чинов. Гинязетдин Искандеров был призван в 1849 г., Юсуп Ибрагимов и Шагиахмет Вахидов в 1851 г., Губайдулла Негаматуллин и Фазулла Баширов в 1854 г., Искак Ибрагимов, Батрутдин Сайфутдинов и Ибатулла Мустакимов в 1855 г. Все они были исключены из числа жителей Арняша во время 10 ревизии 1857 – 1859 гг. [24]

До 1855 г. военная служба длилась 20 лет, поэтому в фольклорной традиции фигура рекрута всегда представлялась трагической. Отправляя человека в рекруты, его окружение прощалось с ним навсегда, всячески подчеркивалась обреченность рекрута[25]. Но в ходе реализации военной реформы с 1855 г. срок рекрутской службы до начала 1870-х гг. сокращался до 12, 10 и 7 лет. С введением всеобщей воинской повинности солдат, не наделенный льготами, обязан был служить 6 лет. Срок службы уменьшался в зависимости от уровня образования солдата.

По сведениям Казанского уездного исправника от июля 1881 г., все из вышеперечисленных бывших рекрутов вместе со своими семьями проживали в Арняше не менее 10 лет. После увольнения из армии, бывшие нижние чины получили от казны денежное пособие, а сельская община выделила им земельные наделы[26].

В мае 1881 г. мусульманская община Арняша подготовила новое прошение о необходимости избрания второго муллы для мечети, в данном документе они уже указали о проживающих в деревне семействах отставных солдат. Таким образом, число мужского населения составляло не 197, а 205 человек[27]. В сентябре того же года Салахутдина Камалютдинова назначили вторым муллой Арняшского мусульманского прихода[28].

Однако С. Камалютдинов прослужил, вероятно, недолго. Через шесть лет, 16 сентября 1887 г. на должности муллы деревни был утвержден 42-летний Ахметзян Габитов. Он продолжал выполнять духовные требы жителей Арняша и в начале XX века. Как было отмечено выше, Ахметзян мулла в качестве счетчика принимал участие в переписи 1897 года.

По сведениям 1909 г. в Арняше продолжала функционировать мечеть, построенная более чем сто лет назад. Во главе общины по-прежнему стоял имам-хатыб А.Габитов. Медресе в деревне не было, но маленькие жители посещали начальную школу – мектеб. Там обучались 28 мальчиков и 24 девочки. Интересно, что в отличие от соседних деревень в Арняше обучением детей в мектебе занимался не мулла, а приглашенный мугаллим. Возможно, этот факт объяснялся солидным возрастом Ахметзяна хазрата. В 1909 г. ему было уже 64 года.

Молодой учитель обучал детей по новому методу. При этом Салаутдин Латыпов не имел официального разрешения на преподавательскую деятельность, хотя у него была определенная педагогическая квалификация. В мектебе он работал по приглашению казанского купца Галляма Галеева, платившего ему жалованье – 10 рублей в месяц.[29]

С.Латыпов приехал в Арняш из Казани в 1904 г. Уже в первый год работы у него учились 45 детей, к следующему году число желающих увеличилось до 52 человек. Родители были очень рады новому учителю. Однако второй год работы мугаллима был омрачен не добросовестным поведением купца-работодателя. Если в 1904 г. он платил Латыпову 70 рублей в год, то в 1905 году учитель получил от купца лишь 50 рублей. Этот факт возмутил все деревенское общество. Отдельная заметка о жадности купца появилась даже в газете «Казан мухбире»[30]. Судя по всему, общественное осуждение повлияло и на поведение купца. В 1909 г. он заплатил приглашенному мугаллиму больше 70 рублей.

Социальная инициатива купца Галеева значительно оживила школьную жизнь Арняша. Несмотря на сокращение числа жителей деревни, в начале XX в. увеличилось количество учащихся в мектебе. Например, в 1896 г. мектеб посещали 25 человек (15 мальчиков и 10 девочек), в 1898 г. – 40 (21 мальчиков и 19 девочек), а в 1909 г. – 52 человека[31]. Вероятно, в деревне придавали большое значение обучению мальчиков и девочек. Забота казанского бая о школьном деле в Арняше и светский преподаватель сделали учебу в мектебе привлекательной для широких кругов сельского населения. На рубеже XIX – XX вв. в мектебе готовили уже молодежь нового поколения, готовую к переменам и открытую миру.

Например, один из уроженцев Арняша – Хасан Гильфанов (1886 г.р.) запомнился своим детям замечательными декламациями татарских стихов. В начале XX в. он работал в торговой сфере в Казани и сталкивался со многими известными людьми, в том числе с Ф.Амирханом, Г.Камалом. Уже в советские годы Х.Гильфанов делился своими впечатленями об этих встречах с ученым Ибрагимом Нуруллиным. Очевидно, что его любовь к татарской литературе было обусловлена не только казанской культурной средой, но и еще начальным образованием, полученным в родной деревне[32].

Неслучайно еще одна уроженка Арняша – Зулейха Гиззатулловна Богданова (1886 – 1950) стала одной из первых татарских актрис. Она начала работать в знаменитой труппе «Сайяр» в 1910 г., через два года вместе с Сахипжамал Гиззатуллиной-Волжской организовала уфимскую труппу «Нур». В 1926 г. за выдающиеся заслуги в театральном деле З.Богданова была удостоена звания Героя труда. В различных справочниках местом рождения знаменитой татарской актрисы указывается другая деревня Арского района – Урнашбаш (Орнашбаш)[33]. Между тем, уроженцы Арняша утверждают, что Богданова родилась в Орнаше (Арняше)[34].

Сегодня Арняш уже считается исчезнувшей деревней. Память о далеком прошлом Арняша хранят старинные камни деревенского зирата. Всего сохранилось восемь каменных надгробий. Из них три относятся к концу XIX века, остальные памятники – начала ХХ века.

Л.Р.Габдрафикова

[1] НА РТ. Ф.91. Оп.6а. Д.108. Л.2.

[2] Татарская энциклопедия. Казань, 2002. Т.1. С.181.

[3] Руденко К.А., Шутова Н.И. Шутова. История археологического изучения Арского района Республики Татарстан // Вестник Пермского университета. Серия История. 2013. №1 (21). С.117.

[4] Моисеев В.Г., Селезнева В.И. Краниоскопическая характеристика населения Волго-Камья 1 тысячелетия н.э. // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс] http:// www.kunstkamera.ru

[5] Широбокова И.Г. Материалы к краниологии удмуртов XVII-XIX вв. // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс] http:// www.kunstkamera.ru

[6] Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в. / под ред. Д.А. Корсакова. Казань, 1908 . С.249.

[7] Список населенных мест по сведениям 1859 г. Казанская губерния /под ред. А. Артемьева. СПб., 1866. С.12.

[8] НА РТ. Ф.2. Оп.1. Д.1431. Л.22.

[9] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.8464. Л.34.

[10] НА РТ. Ф.91. Оп.6а. Д.108. Л.1 об.

[11] Там же. Л.1.

[12] Татарская энциклопедия. Казань, 2002. Т.1. С.181.

[13] НА РТ. Ф.1. Оп.3. Д.10502. Л.15 об.

[14] Татарская энциклопедия… С.181.

[15] Список населенных мест Казанского уезда с кратким их описанием / сост. Износков. Казань, 1885. С.2.

[16] Подсчитано автором по: Список населенных мест по сведениям 1859 г. Казанская губерния. /под ред. А. Артемьева. СПб., 1866. С.12; НА РТ. Ф.2. Оп.1. Д.1431. Л.22.

[17] Казанское уездное земское собрание. Постановления Казанского уездного земского собрания. XXVII очередного и XXIV экстренного за 1891 и 1892 годы. Казань, 1892. С.20.

[18] Список инородческих селений Казанского учебного округа. СПб., 1870. С.5.

[19] НА РТ. Ф.2. Оп.1. Д.1431. Л.22.

[20] Загидуллин И.К. Перепись 1897 года и татары Казанской губернии. Казань, 2000. С.79.

[21] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.1896. Л.2.

[22] Там же. Л.5.

[23] Там же. Л.19.

[24] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.1896. Л.18-18 об.

[25] Габдрафикова Л.Р., Абдуллин Х.М. Татары в годы Первой мировой войны (1914-1918). Казань, 2015. С.37.

[26] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.1896. Л.18-18 об.

[27] Там же. Л.19.

[28] Там же. Д.1896. Л.25 об.

[29] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.8464. Л.34.

[30] Казан мөхбире. 1906. 24 февраль. №41. Б.4

[31] НА РТ. Ф.2. Оп.1. Д.1431. Л.22; Там же. Д.1461. Л.32; НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.8464. Л.34.

[32] Хәсәнов Ф. Дәвамы нигә язылмаган? (“Тукай” романы турында) // Ватаным Татарстан. 2006. апрель [Электронный ресурс] http://gabdullatukay.ru Дата обращения 4.10.2016.

[33] Татарская энциклопедия. Казань, 2002. Т.1. С.417.

[34] Сафина А. «Россия тарихында минем якташларым». Исследовательская работа ученицы 11 кл. // Алые паруса [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/09/30/rossiya-tarihynda-minem-yaktashlarym Дата обращения 4.10.2016.