Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
ак-чишма [2017/04/20 11:35]
administrator
ак-чишма [2017/04/20 11:41]
administrator
Строка 1: Строка 1:
-Ак-Чишма 
  
-Деревня Ак-Чишма (Ак чишмә) ​ Арского района Республики Татарстан была основана в XVII веке [1]. В русскоязычных источниках дореволюционного периода она упоминается как ​ Пшенгер-Баклауш и  Татарский Буклауч (Баклауш). Все эти названия тесно связаны с местной топонимикой. Современное наименование произошло от ручья Ак чишмә (Белый ручей),​ протекающего возле деревни,​ а более древнее – от р. Баклаушка (ныне р. Хотня, правый приток р. Казанка),​ в верховьях которой располагалось селение. По местным преданиям дер. Пшенгер-Баклауш основали татарские дворовые люди, бежавшие из дер. Русский Баклауш (существовала на месте ​ с. Хотня) от помещика,​ пожелавшего окрестить их в православную веру. Первопоселенцев привлекла красивая лесная поляна,​ по которой протекал ручей с чистой прозрачной водой. Место было довольно глухое. Вокруг ​ росли густые хвойно-лиственные леса, в которых водились различные дикие звери и птицы, в особенности много было лосей и волов. Ближайший город Арск располагался в 26 верстах,​ расстояние до Казани составляло 80 верст. Здесь ​ и была заложена новая деревня. 
  
-Как и большинство татарских деревень Заказанья Пшенгер-Баклауш не имела правильной планировки. Дома, возводимые исключительно из дерева,​ пристраивались к соседним усадьбам,​ образуя узкие улочки. В связи с этим селение всегда находилось под угрозой пожаров. При обследованиях населенных мест Казанского уезда, проводившихся в 1870-1880-х ​ гг.  земскими деятелями, ​ Пшенгер-Баклауш неизменно относили ​ к разряду селений,​ наиболее уязвимых ​ в плане пожароопасности [2].+**Ак-Чишма**
  
-По данным III-й государственной ревизии (1763 г.)   в деревне проживали ясачные татары в количестве ​33 ревизских ​душ ​[3]. Материалы V-й ревизии (1795 г.)  ​зафиксировали наличие здесь 86 душ обоего пола [4].  Положительная ​динамика численности населения ​сохранялась в течение XIX – начале ХХ веков.  В 1816 г. в  Пшенгер-Баклауше проживало ​99 чел. в 22 дворах [5], в 1834 г– 157 чел. в 20 дворах [6], в 1858 г. – 166 чел. в 28 дворах [7], в 1878 г. – 225 чел. в 35 дворах, в 1885 г. 264 челв 35 дворах[8]в 1897 г. – 283 чел.[9], в 1906 г– 287 челв 50 дворах[10].+Деревня Ак-Чишма (Ак чишмә) Арского района Республики Татарстан была основана в XVII веке [1]. В русскоязычных источниках дореволюционного периода она упоминается как Пшенгер-Баклауш ​и Татарский Буклауч (Баклауш). Все эти названия тесно связаны ​с местной ​топонимикой. Современное наименование произошло от ручья Ак чишмә (Белый ручей), протекающего ​возле деревни, а более ​древнее – от р. Баклаушка (ныне р. Хотня, правый приток рКазанка), в верховьях которой располагалось селение. По местным преданиям дер. Пшенгер-Баклауш основали татарские дворовые люди, бежавшие из дер. Русский Баклауш (существовала ​на месте ​с. Хотня) от помещика, пожелавшего окрестить их в православную ​веру. ​Первопоселенцев привлекла ​красивая лесная поляна, по которой протекал ручей с чистой прозрачной ​водойМесто было довольно глухое. Вокруг росли густые ​хвойно-лиственные леса, ​в которых водились различные дикие звери и птицы, в особенности много было лосей и волов. Ближайший город Арск располагался в 26 верстах, расстояние до Казани составляло 80 верстЗдесь и была заложена новая деревня.
  
-Жители занимались исключительно земледелием и скотоводством, жили ​довольно ​бедно[11]. Во владении сельской  общины находилось  387,9 десятин ​земли. Из них 381,1 десятин считались удобными для сельскохозяйственного производстваа 6,8 десятин неудобными[12]. В соответствии ​с данными VIII-й ​ревизии (1858 г.) на 1 душу ​м.п. приходилось 4 десятины удобной земли. К 1906 г. в связи с ростом народонаселения доля душевого надела уменьшилась до 2,5 десятин[13].+Как и большинство татарских деревень Заказанья Пшенгер-Баклауш не имела правильной планировки. Дома, возводимые исключительно ​из дерева, пристраивались к соседним усадьбамобразуя узкие улочки. В связи с этим селение всегда находилось под угрозой пожаров. При ​обследованиях населенных мест ​Казанского уезда, проводившихся в 1870-1880-х гг. земскими деятелями, Пшенгер-Баклауш неизменно относили к разряду ​селений, наиболее уязвимых в плане пожароопасности [2].
  
-За пользование общинной землей крестьяне дер. Пшенгераклауш  ​несли платежи  ​в государственную ​казну. Оброчная плата до середины 1860-х гг. составляла 178 руб. 65 коп. (на одну душу м.п. – 1 руб.73 коп.; на одну десятину – 66 коп.), подушная подать – 103 руб.общественный сбор 59 руб. 99 ¾ коп.; земский сбор – 107 руб. 37 ¾ коп.; на капитал продовольствия – 6 руб. 18 коп. Общая сумма ​ денежных сборов составляла ​ 608 руб.11 ¾ копили 5 р90 ½ на 1 душу м.п.[14] ​ После проведения реформы государственной деревни 1864 г. платежи ​ увеличилисьТенденция к повышению налоговой нагрузки на крестьянские ​хозяйства сохранялась и в последующее ​время.+По данным III-й государственной ревизии (1763 г.) в деревне проживали ясачные татары ​в количестве ​33 ревизских душ [3]Материалы V-й ревизии (1795 г.) зафиксировали наличие здесь 86 душ ​обоего пола [4]Положительная динамика ​численности ​населения сохранялась ​в течение XIX – начале ХХ вековВ 1816 гв Пшенгер-Баклауше проживало 99 чел. в 22 дворах [5], в 1834 г. – 157 чел. в 20 дворах [6], в 1858 г. – 166 чел. в 28 дворах [7], в 1878 г. – 225 чел. в 35 дворах, ​в 1885 г. 264 чел. в 35 дворах[8], в 1897 г. – 283 чел.[9], в 1906 г. – 287 чел. в 50 дворах[10].
  
-В связи с ухудшением  условий жизни, уменьшением ​земельных наделов и увеличением налогов  ​крестьяне дерПшенгер-Баклауш ​были вынуждены ​осваивать новые сферы ​неземледельческих занятий. Среди них появились ​ лица, занятые  отхожими ​промыслами. По сведениям И.А. Износкова, в 1885 г.  6  жителей ​деревни  ​вовсе ​не проживали  ​в ​ней, а 8 мужчин  отлучались  ​на продолжительные заработки[15].+Жители занимались исключительно земледелием и скотоводством, жили довольно бедно[11]Во владении сельской общины находилось ​387,9 десятин земли. Из них 381,1 десятин ​считались ​удобными для сельскохозяйственного производства, а 6,8 десятин неудобными[12]. В соответствии с данными VIII-й ​ревизии (1858 г.) на 1 душу м.п. ​приходилось 4 десятины удобной земли. К 1906 г. в связи с ростом ​народонаселения доля душевого ​надела уменьшилась до 2,5 десятин[13].
  
-Миграция  ​за «лучшей жизнью» ​отмечалась на протяжении XIX – начала ​ХХ веков. Местом притяжения отходников, как правило, являлись ​ крупные торговые и промышленные центры. В материалах VIII-й ревизии 1834 г. содержится  информация о крестьянине  Ибрагиме Рахматуллине, исключенном из поземельной общины «дерПшенгер ​починка Баклауш» ​и приписанном к казанскому мещанству[16]В 1893–1894 ггбыли причислены вместе с семействами в Оренбургскую губернию крестьяне Абдулнафик Латыйпов, Шангарей Мухаметзянов ​и Фахрутдин Назмутдинов[17].+За пользование общинной землей крестьяне дер. Пшенгер-Баклауш несли платежи в государственную ​казну. Оброчная плата до середины 1860-х гг. составляла 178 руб. 65 коп. (на одну душу м.п. – 1 руб.73 коп.; на одну ​десятину – 66 коп.), подушная подать – 103 руб.; общественный сбор 59 руб. 99 ¾ коп.; земский сбор – 107 руб. 37 ¾ коп.; на капитал ​продовольствия – 6 руб. 18 коп. Общая ​сумма денежных сборов ​составляла 608 руб.11 ¾ копили р. 90 ½ на 1 душу м.п.[14] После ​проведения реформы государственной деревни 1864 г. платежи увеличились. Тенденция к повышению налоговой нагрузки на крестьянские хозяйства сохранялась и в последующее ​время.
  
-Местные жители активно осваивали такие отхожие промыслы как артельная пилка леса. В конце XIX века  этим  ремеслом занимались 2 человека, зарабатывая в год до  20 руб.[18]  Многие крестьяне после окончания полевых ​ уходили в Казань и Оренбург, где нанимались ​разнорабочими ​на фабрики и заводы[19]Среди жителей деревни ​имелись и квалифицированные мастера. ТакКурбангалей Сайфутдинов получил известность в округе ​изготовлением печей из кирпича и природного камня[20].+В связи с ухудшением условий жизни, уменьшением ​земельных ​наделов и увеличением налогов крестьяне дер. Пшенгер-Баклауш были вынуждены осваивать новые сферы неземледельческих занятий. Среди них появились ​лицазанятые ​отхожими ​промысламиПо сведениям И.А. Износкова,​ в 1885 г. 6 жителей деревни ​вовсе не проживали в ней, а 8 мужчин отлучались на продолжительные заработки[15].
  
-Благоприятные природноеографические условия ​способствовали развитию пчеловодства. Этим промысло активно занимались 2 семьи, державшие до 30 ульев. Воск и мед сбывался на базарах в Арске,  что приносило ежегодно до  50 руб.[21] Представительницы женского пола в свободное время ткали холсты,  ​которые отчасти шли на изготовление одежды, а отчасти на продажу в городах[22]. В начале ХХ в. в дер. Пшенгер-Баклауш работала мелочная лавка, принадлежавшая ​местному жителю Нагиму Сабитову. ​ В ней торговали  продуктами питания, фабричной одеждой и бакалейными товарами[23]. Ежегодный оборот  заведения составлял ​ 200 руб.+Миграция за «лучшей жизнью» ​отмечалась на протяжении XIX – начала ​ХХ веков. Местом притяжения отходников, как правило, являлись крупные торговые и промышленные центрыВ материалах VIII-й ревизии 1834 г. содержится информация о крестьянине Ибрагиме Рахматуллине, исключенном из поземельной общины «дер. Пшенгер ​починка ​Баклауш» и приписанном к казанскому ​мещанству[16]. В 1893–1894 гг. были ​причислены вместе ​с семействами в Оренбургскую губернию крестьяне ​Абдулнафик Латыйпов, Шангарей Мухаметзянов и Фахрутдин Назмутдинов[17].
  
-Несмотря на малочисленность и бедность населения  дер. Пшенгер-Баклауш ​ составляла отдельный мусульманский ​приход. Документально подтвержденных данных ​о времени появления ​в селении мечети не сохранилосьоднако можно утверждать, что ​в конце XVIII в. деревянная мечеть ​в деревне уже ​существовала[24]. ​ Первым из известных  руководителей махалли был Мухамадей Минкин. Он состоял в должности имам-хатыба с 1836 г. и возглавлял ​ приход до 1878 г.[25] Местная мечеть относилась ​к категории пятивременных (без ​минарета ​и право ​мулле совершать праздничные пятничные проповеди ​– хутбы), что было связано с малочисленностью прихожан. Несмотря на это, в Пшенгераклауше существовала мусульманская  школа (мектеб), где преподавал имам. Дети здесь  ​получали начальное образование ​на родном языкезнакомились с догматами исламского вероучения. В 1883 г. в мектебе обучалось 9 мальчиков и 6 девочек[26].+Местные жители активно осваивали ​такие отхожие промыслы как артельная пилка леса. В конце XIX века этим ремеслом занимались 2 человека, зарабатывая в год до 20 руб.[18] Многие крестьяне после окончания полевых уходили ​в Казань и Оренбурггде нанимались разнорабочими на фабрики и заводы[19]. Среди ​жителей деревни имелись и квалифицированные мастера. Так, Курбангалей Сайфутдинов получил известность в округе изготовлением ​печей из кирпича и природного камня[20].
  
-Чтобы повысить статус махалли и увеличить число ​прихожан в 1882 г. крестьяне дер. Пшенгераклауш присоединили ​ к своему приходу жителей соседней деревни  ​Сенные ​покосы (ныне с. Ашитбаш) ​в количестве  40 домохозяйств и 113  душ ​м.п. [27] С 1884 г. имам-хатыбом и мугаллимом в селении был ​Абдулшакир Хусаинов[28]. После его смерти в 1893 г.  функции  муллы временно исполнял имам дер. Ашитбаш Зарифзян Мухамадеев. Спустя некоторое время на  должность имам-хатыба пригласили ​муллу ​дер. Мешебаш Мамадышского уезда Казанской губернии Ахметхасана Абдулнафикова (1865-1920), ​окончившего 4-х классное городское училище ​в Казани[29]. Его кандидатура была поддержана Оренбургским магометанским духовным собранием и Казанским губернским правлением, после чего ​молодой мулла приступил к выполнению своих обязанностей[30].+Благоприятные природно-географические условия способствовали развитию пчеловодства. Этим промысло ​активно занимались 2 семьи, державшие до 30 ульев. Воск ​и мед сбывался на базарах в Арске, что приносило ежегодно до 50 руб.[21] Представительницы женского пола ​в свободное время ​ткали холсты, которые отчасти шли на изготовление одеждыа отчасти на продажу в городах[22]. В начале ХХ в. в дер. Пшенгер-Баклауш работала мелочная ​лавка, принадлежавшая местному жителю Нагиму ​Сабитову. В ней торговали продуктами питания, фабричной одеждой ​и бакалейными товарами[23]. Ежегодный ​оборот заведения составлял 200 руб.
  
-Во время службы в дер. Пшенгер-Баклауш ​ А.Абдулнафиков вел активную религиозно-просветительскую деятельность. Он имел широкий кругозор, ​ хорошо владел русским языком и был сторонников реформирования татарской школы. В 1910 г. в местном мектебе обучалось уже 22 мальчика и 23 девочки. ​ Во время проведения Первой всероссийской переписи населения 1897 г. А.Абдулнафиков в числе немногих представителей мусульманского духовенства безвозмездно исполнял обязанности счетчика,​ что значительно облегчило переписчикам работу с местным населением,​ в основной массе не владевшим ​ русским языком. Главным достижением имама стало строительство новой соборной мечети, ​ торжественно открытой ​ в 1909 г.  Ее здание сохранилось и служит в качестве дома культуры дер. Ак-Чишма.+Несмотря на малочисленность и бедность населения дер. Пшенгер-Баклауш составляла отдельный мусульманский приход. Документально подтвержденных данных о времени появления в селении мечети не сохранилось,​ однако можно утверждать,​ что в конце XVIII в. деревянная мечеть в деревне уже существовала[24]. Первым из известных руководителей махалли был Мухамадей Минкин. Он состоял в должности имам-хатыба с 1836 г. и возглавлял приход до 1878 г.[25] Местная мечеть относилась к категории пятивременных (без минарета и право мулле совершать праздничные пятничные проповеди – хутбы),​ что было связано с малочисленностью прихожан. Несмотря на это, в Пшенгер-Баклауше существовала мусульманская школа (мектеб),​ где преподавал имам. Дети здесь получали начальное образование на родном языке, знакомились с догматами исламского вероучения. В 1883 г. в мектебе обучалось 9 мальчиков и 6 девочек[26]. 
 + 
 +Чтобы повысить статус махалли и увеличить число прихожан в 1882 г. крестьяне дер. Пшенгер-Баклауш присоединили к своему приходу жителей соседней деревни Сенные покосы (ныне с. Ашитбаш) в количестве 40 домохозяйств и 113 душ м.п. [27] С 1884 г. имам-хатыбом и мугаллимом в селении был Абдулшакир Хусаинов[28]. После его смерти в 1893 г. функции муллы временно исполнял имам дер. Ашитбаш Зарифзян Мухамадеев. Спустя некоторое время на должность имам-хатыба пригласили муллу дер. Мешебаш Мамадышского уезда Казанской губернии Ахметхасана Абдулнафикова (1865-1920),​ окончившего 4-х классное городское училище в Казани[29]. Его кандидатура была поддержана Оренбургским магометанским духовным собранием и Казанским губернским правлением,​ после чего молодой мулла приступил к выполнению своих обязанностей[30]. 
 + 
 +Во время службы в дер. Пшенгер-Баклауш А.Абдулнафиков вел активную религиозно-просветительскую деятельность. Он имел широкий кругозор,​ хорошо владел русским языком и был сторонников реформирования татарской школы. В 1910 г. в местном мектебе обучалось уже 22 мальчика и 23 девочки. Во время проведения Первой всероссийской переписи населения 1897 г. А.Абдулнафиков в числе немногих представителей мусульманского духовенства безвозмездно исполнял обязанности счетчика,​ что значительно облегчило переписчикам работу с местным населением,​ в основной массе не владевшим русским языком. Главным достижением имама стало строительство новой соборной мечети,​ торжественно открытой в 1909 г. Ее здание сохранилось и служит в качестве дома культуры дер. Ак-Чишма.
  
 //​Х.З.Багаутдинова//​ //​Х.З.Багаутдинова//​
  
-[1] Татарская энциклопедия. Казань,​ 2002. Т.1.   ​С.93.+[1] Татарская энциклопедия. Казань,​ 2002. Т.1. С.93.
  
 [2] НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д.128. Л.23об. [2] НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д.128. Л.23об.
  
-[3] Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в. Составил Д.А.Корсаков. ​ Казань,​ 1908.  С.254.+[3] Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в. Составил Д.А.Корсаков. Казань,​ 1908. С.254.
  
 [4] РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Д.402. Л.366. [4] РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Д.402. Л.366.
  
-[5] НА РТ. Ф.324. Оп.740. Д.37. ​ Л.51об.+[5] НА РТ. Ф.324. Оп.740. Д.37. Л.51об.
  
 [6] НА РТ. Ф.3. Оп.2. Д.26. С.31-38. [6] НА РТ. Ф.3. Оп.2. Д.26. С.31-38.
  
-[7] Список населенных мест по сведениям 1859 г.  СПб., 1866.  С.13.+[7] Список населенных мест по сведениям 1859 г. СПб., 1866. С.13.
  
 [8] Список населенных мест Казанского уезда с кратким описанием. Составил И.А. Износков. Казань,​ 1885. С.4. [8] Список населенных мест Казанского уезда с кратким описанием. Составил И.А. Износков. Казань,​ 1885. С.4.
  
-[9] Список селений Казанской губернии. Составлен К.П.Берстель. Казань,​ 1908.  С.21.+[9] Список селений Казанской губернии. Составлен К.П.Берстель. Казань,​ 1908. С.21.
  
-[10] Список селений Казанской губернии. Вып.1. Казань, ​ 1910.  С.23.+[10] Список селений Казанской губернии. Вып.1. Казань,​ 1910. С.23.
  
 [11] НА РТ. Ф.324. Оп.740. Д.37. Л.51об. [11] НА РТ. Ф.324. Оп.740. Д.37. Л.51об.
Строка 55: Строка 57:
 [14] НА РТ. Ф.3. Оп.1. Д.12942. Л.23об-24. [14] НА РТ. Ф.3. Оп.1. Д.12942. Л.23об-24.
  
-[15] Список населенных мест Казанского уезда с кратким описанием. Составил И.А. Износков. ​ Казань,​ 1885.  С.4.+[15] Список населенных мест Казанского уезда с кратким описанием. Составил И.А. Износков. Казань,​ 1885. С.4.
  
 [16] НА РТ. Ф.3. Оп.2. Д.26. С.31-38. [16] НА РТ. Ф.3. Оп.2. Д.26. С.31-38.
Строка 69: Строка 71:
 [21] НА РТ. Ф.359. Оп.1. Д.90. Л.78-79. [21] НА РТ. Ф.359. Оп.1. Д.90. Л.78-79.
  
-[22] Список населенных мест Казанского уезда с кратким описанием. Составил И.А. Износков. ​ Казань,​ 1885. С.4.+[22] Список населенных мест Казанского уезда с кратким описанием. Составил И.А. Износков. Казань,​ 1885. С.4.
  
 [23] НА РТ. Ф.3. Оп.1. Д.2440. Л.516-534. [23] НА РТ. Ф.3. Оп.1. Д.2440. Л.516-534.
Строка 86: Строка 88:
  
 [30] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.5568. Л.55об.-56. [30] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.5568. Л.55об.-56.
 +