Различия
Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия | |||
ак-чишма [2017/04/20 11:35] administrator |
ак-чишма [2017/04/20 11:41] administrator |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | Ак-Чишма | ||
- | Деревня Ак-Чишма (Ак чишмә) Арского района Республики Татарстан была основана в XVII веке [1]. В русскоязычных источниках дореволюционного периода она упоминается как Пшенгер-Баклауш и Татарский Буклауч (Баклауш). Все эти названия тесно связаны с местной топонимикой. Современное наименование произошло от ручья Ак чишмә (Белый ручей), протекающего возле деревни, а более древнее – от р. Баклаушка (ныне р. Хотня, правый приток р. Казанка), в верховьях которой располагалось селение. По местным преданиям дер. Пшенгер-Баклауш основали татарские дворовые люди, бежавшие из дер. Русский Баклауш (существовала на месте с. Хотня) от помещика, пожелавшего окрестить их в православную веру. Первопоселенцев привлекла красивая лесная поляна, по которой протекал ручей с чистой прозрачной водой. Место было довольно глухое. Вокруг росли густые хвойно-лиственные леса, в которых водились различные дикие звери и птицы, в особенности много было лосей и волов. Ближайший город Арск располагался в 26 верстах, расстояние до Казани составляло 80 верст. Здесь и была заложена новая деревня. | ||
- | Как и большинство татарских деревень Заказанья Пшенгер-Баклауш не имела правильной планировки. Дома, возводимые исключительно из дерева, пристраивались к соседним усадьбам, образуя узкие улочки. В связи с этим селение всегда находилось под угрозой пожаров. При обследованиях населенных мест Казанского уезда, проводившихся в 1870-1880-х гг. земскими деятелями, Пшенгер-Баклауш неизменно относили к разряду селений, наиболее уязвимых в плане пожароопасности [2]. | + | **Ак-Чишма** |
- | По данным III-й государственной ревизии (1763 г.) в деревне проживали ясачные татары в количестве 33 ревизских душ [3]. Материалы V-й ревизии (1795 г.) зафиксировали наличие здесь 86 душ обоего пола [4]. Положительная динамика численности населения сохранялась в течение XIX – начале ХХ веков. В 1816 г. в Пшенгер-Баклауше проживало 99 чел. в 22 дворах [5], в 1834 г. – 157 чел. в 20 дворах [6], в 1858 г. – 166 чел. в 28 дворах [7], в 1878 г. – 225 чел. в 35 дворах, в 1885 г. 264 чел. в 35 дворах[8], в 1897 г. – 283 чел.[9], в 1906 г. – 287 чел. в 50 дворах[10]. | + | Деревня Ак-Чишма (Ак чишмә) Арского района Республики Татарстан была основана в XVII веке [1]. В русскоязычных источниках дореволюционного периода она упоминается как Пшенгер-Баклауш и Татарский Буклауч (Баклауш). Все эти названия тесно связаны с местной топонимикой. Современное наименование произошло от ручья Ак чишмә (Белый ручей), протекающего возле деревни, а более древнее – от р. Баклаушка (ныне р. Хотня, правый приток р. Казанка), в верховьях которой располагалось селение. По местным преданиям дер. Пшенгер-Баклауш основали татарские дворовые люди, бежавшие из дер. Русский Баклауш (существовала на месте с. Хотня) от помещика, пожелавшего окрестить их в православную веру. Первопоселенцев привлекла красивая лесная поляна, по которой протекал ручей с чистой прозрачной водой. Место было довольно глухое. Вокруг росли густые хвойно-лиственные леса, в которых водились различные дикие звери и птицы, в особенности много было лосей и волов. Ближайший город Арск располагался в 26 верстах, расстояние до Казани составляло 80 верст. Здесь и была заложена новая деревня. |
- | Жители занимались исключительно земледелием и скотоводством, жили довольно бедно[11]. Во владении сельской общины находилось 387,9 десятин земли. Из них 381,1 десятин считались удобными для сельскохозяйственного производства, а 6,8 десятин неудобными[12]. В соответствии с данными VIII-й ревизии (1858 г.) на 1 душу м.п. приходилось 4 десятины удобной земли. К 1906 г. в связи с ростом народонаселения доля душевого надела уменьшилась до 2,5 десятин[13]. | + | Как и большинство татарских деревень Заказанья Пшенгер-Баклауш не имела правильной планировки. Дома, возводимые исключительно из дерева, пристраивались к соседним усадьбам, образуя узкие улочки. В связи с этим селение всегда находилось под угрозой пожаров. При обследованиях населенных мест Казанского уезда, проводившихся в 1870-1880-х гг. земскими деятелями, Пшенгер-Баклауш неизменно относили к разряду селений, наиболее уязвимых в плане пожароопасности [2]. |
- | За пользование общинной землей крестьяне дер. Пшенгер-Баклауш несли платежи в государственную казну. Оброчная плата до середины 1860-х гг. составляла 178 руб. 65 коп. (на одну душу м.п. – 1 руб.73 коп.; на одну десятину – 66 коп.), подушная подать – 103 руб.; общественный сбор 59 руб. 99 ¾ коп.; земский сбор – 107 руб. 37 ¾ коп.; на капитал продовольствия – 6 руб. 18 коп. Общая сумма денежных сборов составляла 608 руб.11 ¾ коп. или 5 р. 90 ½ на 1 душу м.п.[14] После проведения реформы государственной деревни 1864 г. платежи увеличились. Тенденция к повышению налоговой нагрузки на крестьянские хозяйства сохранялась и в последующее время. | + | По данным III-й государственной ревизии (1763 г.) в деревне проживали ясачные татары в количестве 33 ревизских душ [3]. Материалы V-й ревизии (1795 г.) зафиксировали наличие здесь 86 душ обоего пола [4]. Положительная динамика численности населения сохранялась в течение XIX – начале ХХ веков. В 1816 г. в Пшенгер-Баклауше проживало 99 чел. в 22 дворах [5], в 1834 г. – 157 чел. в 20 дворах [6], в 1858 г. – 166 чел. в 28 дворах [7], в 1878 г. – 225 чел. в 35 дворах, в 1885 г. 264 чел. в 35 дворах[8], в 1897 г. – 283 чел.[9], в 1906 г. – 287 чел. в 50 дворах[10]. |
- | В связи с ухудшением условий жизни, уменьшением земельных наделов и увеличением налогов крестьяне дер. Пшенгер-Баклауш были вынуждены осваивать новые сферы неземледельческих занятий. Среди них появились лица, занятые отхожими промыслами. По сведениям И.А. Износкова, в 1885 г. 6 жителей деревни вовсе не проживали в ней, а 8 мужчин отлучались на продолжительные заработки[15]. | + | Жители занимались исключительно земледелием и скотоводством, жили довольно бедно[11]. Во владении сельской общины находилось 387,9 десятин земли. Из них 381,1 десятин считались удобными для сельскохозяйственного производства, а 6,8 десятин неудобными[12]. В соответствии с данными VIII-й ревизии (1858 г.) на 1 душу м.п. приходилось 4 десятины удобной земли. К 1906 г. в связи с ростом народонаселения доля душевого надела уменьшилась до 2,5 десятин[13]. |
- | Миграция за «лучшей жизнью» отмечалась на протяжении XIX – начала ХХ веков. Местом притяжения отходников, как правило, являлись крупные торговые и промышленные центры. В материалах VIII-й ревизии 1834 г. содержится информация о крестьянине Ибрагиме Рахматуллине, исключенном из поземельной общины «дер. Пшенгер починка Баклауш» и приписанном к казанскому мещанству[16]. В 1893–1894 гг. были причислены вместе с семействами в Оренбургскую губернию крестьяне Абдулнафик Латыйпов, Шангарей Мухаметзянов и Фахрутдин Назмутдинов[17]. | + | За пользование общинной землей крестьяне дер. Пшенгер-Баклауш несли платежи в государственную казну. Оброчная плата до середины 1860-х гг. составляла 178 руб. 65 коп. (на одну душу м.п. – 1 руб.73 коп.; на одну десятину – 66 коп.), подушная подать – 103 руб.; общественный сбор 59 руб. 99 ¾ коп.; земский сбор – 107 руб. 37 ¾ коп.; на капитал продовольствия – 6 руб. 18 коп. Общая сумма денежных сборов составляла 608 руб.11 ¾ коп. или 5 р. 90 ½ на 1 душу м.п.[14] После проведения реформы государственной деревни 1864 г. платежи увеличились. Тенденция к повышению налоговой нагрузки на крестьянские хозяйства сохранялась и в последующее время. |
- | Местные жители активно осваивали такие отхожие промыслы как артельная пилка леса. В конце XIX века этим ремеслом занимались 2 человека, зарабатывая в год до 20 руб.[18] Многие крестьяне после окончания полевых уходили в Казань и Оренбург, где нанимались разнорабочими на фабрики и заводы[19]. Среди жителей деревни имелись и квалифицированные мастера. Так, Курбангалей Сайфутдинов получил известность в округе изготовлением печей из кирпича и природного камня[20]. | + | В связи с ухудшением условий жизни, уменьшением земельных наделов и увеличением налогов крестьяне дер. Пшенгер-Баклауш были вынуждены осваивать новые сферы неземледельческих занятий. Среди них появились лица, занятые отхожими промыслами. По сведениям И.А. Износкова, в 1885 г. 6 жителей деревни вовсе не проживали в ней, а 8 мужчин отлучались на продолжительные заработки[15]. |
- | Благоприятные природно-географические условия способствовали развитию пчеловодства. Этим промысло активно занимались 2 семьи, державшие до 30 ульев. Воск и мед сбывался на базарах в Арске, что приносило ежегодно до 50 руб.[21] Представительницы женского пола в свободное время ткали холсты, которые отчасти шли на изготовление одежды, а отчасти на продажу в городах[22]. В начале ХХ в. в дер. Пшенгер-Баклауш работала мелочная лавка, принадлежавшая местному жителю Нагиму Сабитову. В ней торговали продуктами питания, фабричной одеждой и бакалейными товарами[23]. Ежегодный оборот заведения составлял 200 руб. | + | Миграция за «лучшей жизнью» отмечалась на протяжении XIX – начала ХХ веков. Местом притяжения отходников, как правило, являлись крупные торговые и промышленные центры. В материалах VIII-й ревизии 1834 г. содержится информация о крестьянине Ибрагиме Рахматуллине, исключенном из поземельной общины «дер. Пшенгер починка Баклауш» и приписанном к казанскому мещанству[16]. В 1893–1894 гг. были причислены вместе с семействами в Оренбургскую губернию крестьяне Абдулнафик Латыйпов, Шангарей Мухаметзянов и Фахрутдин Назмутдинов[17]. |
- | Несмотря на малочисленность и бедность населения дер. Пшенгер-Баклауш составляла отдельный мусульманский приход. Документально подтвержденных данных о времени появления в селении мечети не сохранилось, однако можно утверждать, что в конце XVIII в. деревянная мечеть в деревне уже существовала[24]. Первым из известных руководителей махалли был Мухамадей Минкин. Он состоял в должности имам-хатыба с 1836 г. и возглавлял приход до 1878 г.[25] Местная мечеть относилась к категории пятивременных (без минарета и право мулле совершать праздничные пятничные проповеди – хутбы), что было связано с малочисленностью прихожан. Несмотря на это, в Пшенгер-Баклауше существовала мусульманская школа (мектеб), где преподавал имам. Дети здесь получали начальное образование на родном языке, знакомились с догматами исламского вероучения. В 1883 г. в мектебе обучалось 9 мальчиков и 6 девочек[26]. | + | Местные жители активно осваивали такие отхожие промыслы как артельная пилка леса. В конце XIX века этим ремеслом занимались 2 человека, зарабатывая в год до 20 руб.[18] Многие крестьяне после окончания полевых уходили в Казань и Оренбург, где нанимались разнорабочими на фабрики и заводы[19]. Среди жителей деревни имелись и квалифицированные мастера. Так, Курбангалей Сайфутдинов получил известность в округе изготовлением печей из кирпича и природного камня[20]. |
- | Чтобы повысить статус махалли и увеличить число прихожан в 1882 г. крестьяне дер. Пшенгер-Баклауш присоединили к своему приходу жителей соседней деревни Сенные покосы (ныне с. Ашитбаш) в количестве 40 домохозяйств и 113 душ м.п. [27] С 1884 г. имам-хатыбом и мугаллимом в селении был Абдулшакир Хусаинов[28]. После его смерти в 1893 г. функции муллы временно исполнял имам дер. Ашитбаш Зарифзян Мухамадеев. Спустя некоторое время на должность имам-хатыба пригласили муллу дер. Мешебаш Мамадышского уезда Казанской губернии Ахметхасана Абдулнафикова (1865-1920), окончившего 4-х классное городское училище в Казани[29]. Его кандидатура была поддержана Оренбургским магометанским духовным собранием и Казанским губернским правлением, после чего молодой мулла приступил к выполнению своих обязанностей[30]. | + | Благоприятные природно-географические условия способствовали развитию пчеловодства. Этим промысло активно занимались 2 семьи, державшие до 30 ульев. Воск и мед сбывался на базарах в Арске, что приносило ежегодно до 50 руб.[21] Представительницы женского пола в свободное время ткали холсты, которые отчасти шли на изготовление одежды, а отчасти на продажу в городах[22]. В начале ХХ в. в дер. Пшенгер-Баклауш работала мелочная лавка, принадлежавшая местному жителю Нагиму Сабитову. В ней торговали продуктами питания, фабричной одеждой и бакалейными товарами[23]. Ежегодный оборот заведения составлял 200 руб. |
- | Во время службы в дер. Пшенгер-Баклауш А.Абдулнафиков вел активную религиозно-просветительскую деятельность. Он имел широкий кругозор, хорошо владел русским языком и был сторонников реформирования татарской школы. В 1910 г. в местном мектебе обучалось уже 22 мальчика и 23 девочки. Во время проведения Первой всероссийской переписи населения 1897 г. А.Абдулнафиков в числе немногих представителей мусульманского духовенства безвозмездно исполнял обязанности счетчика, что значительно облегчило переписчикам работу с местным населением, в основной массе не владевшим русским языком. Главным достижением имама стало строительство новой соборной мечети, торжественно открытой в 1909 г. Ее здание сохранилось и служит в качестве дома культуры дер. Ак-Чишма. | + | Несмотря на малочисленность и бедность населения дер. Пшенгер-Баклауш составляла отдельный мусульманский приход. Документально подтвержденных данных о времени появления в селении мечети не сохранилось, однако можно утверждать, что в конце XVIII в. деревянная мечеть в деревне уже существовала[24]. Первым из известных руководителей махалли был Мухамадей Минкин. Он состоял в должности имам-хатыба с 1836 г. и возглавлял приход до 1878 г.[25] Местная мечеть относилась к категории пятивременных (без минарета и право мулле совершать праздничные пятничные проповеди – хутбы), что было связано с малочисленностью прихожан. Несмотря на это, в Пшенгер-Баклауше существовала мусульманская школа (мектеб), где преподавал имам. Дети здесь получали начальное образование на родном языке, знакомились с догматами исламского вероучения. В 1883 г. в мектебе обучалось 9 мальчиков и 6 девочек[26]. |
+ | |||
+ | Чтобы повысить статус махалли и увеличить число прихожан в 1882 г. крестьяне дер. Пшенгер-Баклауш присоединили к своему приходу жителей соседней деревни Сенные покосы (ныне с. Ашитбаш) в количестве 40 домохозяйств и 113 душ м.п. [27] С 1884 г. имам-хатыбом и мугаллимом в селении был Абдулшакир Хусаинов[28]. После его смерти в 1893 г. функции муллы временно исполнял имам дер. Ашитбаш Зарифзян Мухамадеев. Спустя некоторое время на должность имам-хатыба пригласили муллу дер. Мешебаш Мамадышского уезда Казанской губернии Ахметхасана Абдулнафикова (1865-1920), окончившего 4-х классное городское училище в Казани[29]. Его кандидатура была поддержана Оренбургским магометанским духовным собранием и Казанским губернским правлением, после чего молодой мулла приступил к выполнению своих обязанностей[30]. | ||
+ | |||
+ | Во время службы в дер. Пшенгер-Баклауш А.Абдулнафиков вел активную религиозно-просветительскую деятельность. Он имел широкий кругозор, хорошо владел русским языком и был сторонников реформирования татарской школы. В 1910 г. в местном мектебе обучалось уже 22 мальчика и 23 девочки. Во время проведения Первой всероссийской переписи населения 1897 г. А.Абдулнафиков в числе немногих представителей мусульманского духовенства безвозмездно исполнял обязанности счетчика, что значительно облегчило переписчикам работу с местным населением, в основной массе не владевшим русским языком. Главным достижением имама стало строительство новой соборной мечети, торжественно открытой в 1909 г. Ее здание сохранилось и служит в качестве дома культуры дер. Ак-Чишма. | ||
//Х.З.Багаутдинова// | //Х.З.Багаутдинова// | ||
- | [1] Татарская энциклопедия. Казань, 2002. Т.1. С.93. | + | [1] Татарская энциклопедия. Казань, 2002. Т.1. С.93. |
[2] НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д.128. Л.23об. | [2] НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д.128. Л.23об. | ||
- | [3] Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в. Составил Д.А.Корсаков. Казань, 1908. С.254. | + | [3] Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в. Составил Д.А.Корсаков. Казань, 1908. С.254. |
[4] РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Д.402. Л.366. | [4] РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Д.402. Л.366. | ||
- | [5] НА РТ. Ф.324. Оп.740. Д.37. Л.51об. | + | [5] НА РТ. Ф.324. Оп.740. Д.37. Л.51об. |
[6] НА РТ. Ф.3. Оп.2. Д.26. С.31-38. | [6] НА РТ. Ф.3. Оп.2. Д.26. С.31-38. | ||
- | [7] Список населенных мест по сведениям 1859 г. СПб., 1866. С.13. | + | [7] Список населенных мест по сведениям 1859 г. СПб., 1866. С.13. |
[8] Список населенных мест Казанского уезда с кратким описанием. Составил И.А. Износков. Казань, 1885. С.4. | [8] Список населенных мест Казанского уезда с кратким описанием. Составил И.А. Износков. Казань, 1885. С.4. | ||
- | [9] Список селений Казанской губернии. Составлен К.П.Берстель. Казань, 1908. С.21. | + | [9] Список селений Казанской губернии. Составлен К.П.Берстель. Казань, 1908. С.21. |
- | [10] Список селений Казанской губернии. Вып.1. Казань, 1910. С.23. | + | [10] Список селений Казанской губернии. Вып.1. Казань, 1910. С.23. |
[11] НА РТ. Ф.324. Оп.740. Д.37. Л.51об. | [11] НА РТ. Ф.324. Оп.740. Д.37. Л.51об. | ||
Строка 55: | Строка 57: | ||
[14] НА РТ. Ф.3. Оп.1. Д.12942. Л.23об-24. | [14] НА РТ. Ф.3. Оп.1. Д.12942. Л.23об-24. | ||
- | [15] Список населенных мест Казанского уезда с кратким описанием. Составил И.А. Износков. Казань, 1885. С.4. | + | [15] Список населенных мест Казанского уезда с кратким описанием. Составил И.А. Износков. Казань, 1885. С.4. |
[16] НА РТ. Ф.3. Оп.2. Д.26. С.31-38. | [16] НА РТ. Ф.3. Оп.2. Д.26. С.31-38. | ||
Строка 69: | Строка 71: | ||
[21] НА РТ. Ф.359. Оп.1. Д.90. Л.78-79. | [21] НА РТ. Ф.359. Оп.1. Д.90. Л.78-79. | ||
- | [22] Список населенных мест Казанского уезда с кратким описанием. Составил И.А. Износков. Казань, 1885. С.4. | + | [22] Список населенных мест Казанского уезда с кратким описанием. Составил И.А. Износков. Казань, 1885. С.4. |
[23] НА РТ. Ф.3. Оп.1. Д.2440. Л.516-534. | [23] НА РТ. Ф.3. Оп.1. Д.2440. Л.516-534. | ||
Строка 86: | Строка 88: | ||
[30] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.5568. Л.55об.-56. | [30] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.5568. Л.55об.-56. | ||
+ | |||