Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Последняя версия Следующая версия справа и слева
ак-чишма [2017/04/20 11:31]
administrator создано
ак-чишма [2017/04/20 11:35]
administrator
Строка 1: Строка 1:
 +Ак-Чишма
  
 +Деревня Ак-Чишма (Ак чишмә) ​ Арского района Республики Татарстан была основана в XVII веке [1]. В русскоязычных источниках дореволюционного периода она упоминается как ​ Пшенгер-Баклауш и  Татарский Буклауч (Баклауш). Все эти названия тесно связаны с местной топонимикой. Современное наименование произошло от ручья Ак чишмә (Белый ручей),​ протекающего возле деревни,​ а более древнее – от р. Баклаушка (ныне р. Хотня, правый приток р. Казанка),​ в верховьях которой располагалось селение. По местным преданиям дер. Пшенгер-Баклауш основали татарские дворовые люди, бежавшие из дер. Русский Баклауш (существовала на месте ​ с. Хотня) от помещика,​ пожелавшего окрестить их в православную веру. Первопоселенцев привлекла красивая лесная поляна,​ по которой протекал ручей с чистой прозрачной водой. Место было довольно глухое. Вокруг ​ росли густые хвойно-лиственные леса, в которых водились различные дикие звери и птицы, в особенности много было лосей и волов. Ближайший город Арск располагался в 26 верстах,​ расстояние до Казани составляло 80 верст. Здесь ​ и была заложена новая деревня.
  
-**Ак-Чишма**+Как и большинство татарских деревень Заказанья Пшенгер-Баклауш не имела правильной планировки. Дома, возводимые исключительно из дерева,​ пристраивались к соседним усадьбам,​ образуя узкие улочки. В связи с этим селение всегда находилось под угрозой пожаров. При обследованиях населенных мест Казанского уезда, проводившихся в 1870-1880-х ​ гг.  земскими деятелями, ​ Пшенгер-Баклауш неизменно относили ​ к разряду селений,​ наиболее уязвимых ​ в плане пожароопасности [2].
  
-Деревня Ак-Чишма (//Ак чишмә//​) ​ Арского района Республики Татарстан была основана в XVII веке<​sup><​sup>​[[[1]]]</​sup>​ </​sup>​. В русскоязычных источниках дореволюционного периода она упоминается как ​ Пшенгер-Баклауш ​и  Татарский Буклауч (Баклауш). Все эти названия тесно связаны ​с местной ​топонимикой. Современное наименование произошло от ручья Ак чишмә (Белый ручей), протекающего ​возле деревни, а более ​древнее – от р. Баклаушка (ныне р. Хотня, правый приток рКазанка), в верховьях которой располагалось селение. По местным преданиям дер. Пшенгер-Баклауш основали татарские дворовые люди, бежавшие из дер. Русский Баклауш (существовала ​на месте ​ с. Хотня) от помещика, пожелавшего окрестить их в православную веру. Первопоселенцев привлекла красивая лесная поляна, по которой протекал ручей с чистой прозрачной ​водой. Место было довольно глухое. Вокруг  росли густые хвойно-лиственные ​леса, в которых водились различные дикие звери и птицы, в особенности много было лосей и волов. Ближайший город Арск ​располагался в 26 верстах, расстояние до Казани составляло 80 верстЗдесь  и была заложена новая деревня.+По данным III-й государственной ревизии (1763 г.)   в деревне проживали ясачные татары в количестве ​33 ревизских ​душ ​[3]. Материалы V-й ревизии (1795 г.)  ​зафиксировали наличие здесь 86 душ обоего пола [4].  Положительная динамика ​численности ​населения сохранялась в течение XIX – начале ХХ веков.  В 1816 г. в  Пшенгер-Баклауше проживало 99 чел. в 22 дворах [5], в 1834 г. – 157 чел. в 20 дворах [6], в 1858 г. – 166 чел. в 28 дворах [7], в 1878 г. – 225 челв 35 дворах, ​в 1885 г. 264 чел. в 35 дворах[8], ​в 1897 г. – 283 чел.[9], в 1906 г– 287 челв 50 дворах[10].
  
-Как и большинство татарских деревень Заказанья Пшенгер-Баклауш не имела правильной планировки. Дома, вовзводимые исключительно ​из дерева, пристраивались к соседним усадьбамобразуя узкие улочки. В связи с этим селение всегда находилось под угрозой пожаров. При обследованиях населенных мест ​Казанского уезда, проводившихся в 1870-1880-х ​ гг.  земскими деятелями,  Пшенгер-Баклауш неизменно относили ​ к разряду ​селений, наиболее уязвимых ​ в плане пожароопасности<​sup><​sup>​[[[2]]]</​sup>​ </​sup>​.+Жители занимались исключительно земледелием и скотоводством, жили ​довольно ​бедно[11]. Во владении сельской  общины находилось  387,9 десятин ​земли. Из них 381,1 десятин считались удобными для сельскохозяйственного производстваа 6,8 десятин неудобными[12]. В соответствии ​с данными VIII-й ​ревизии (1858 г.) на 1 душу ​м.п. приходилось 4 десятины удобной земли. К 1906 г. в связи с ростом народонаселения доля душевого надела уменьшилась до 2,5 десятин[13].
  
-По данным III-й государственной ревизии (1763 г.)   ​в ​деревне проживали ясачные татары ​в количестве ​33 ревизских душ<​sup><​sup>​[[[3]]]</​sup>​ </​sup>​Материалы V-й ревизии (1795 г.)  зафиксировали наличие здесь 86 душ ​обоего пола<​sup><​sup>​[[[4]]]</​sup>​ </​sup>​ Положительная динамика ​численности ​населения сохранялась в течение XIX – начале ХХ веков В 1816 гв  Пшенгер-Баклауше проживало 99 чел. в 22 дворах<​sup><​sup>​[[[5]]]</​sup>​ </​sup>,​ в 1834 г. – 157 чел. в 20 дворах<​sup><​sup>​[[[6]]]</​sup>​ </​sup>, ​в 1858 г. – 166 чел. в 28 дворах<​sup><​sup>​[[[7]]]</​sup>​ </​sup>, ​в 1878 г. – 225 чел. в 35 дворах, ​в 1885 г. 264 чел. в 35 дворах<​sup><​sup>​[[[8]]]</​sup>​ </​sup>, ​в 1897 г. – 283 чел.<​sup><​sup>​[[[9]]]</​sup>​ </​sup>, ​в 1906 г. – 287 чел. в 50 дворах<​sup><​sup>​[[[10]]]</​sup>​ </​sup>​.+За пользование общинной землей крестьяне дер. Пшенгераклауш  ​несли платежи  ​в государственную ​казну. Оброчная плата до середины 1860-х гг. составляла 178 руб. 65 коп. (на одну душу м.п. – 1 руб.73 коп.; на одну десятину – 66 коп.), подушная подать – 103 руб.общественный сбор 59 руб. 99 ¾ коп.; земский сбор – 107 руб. 37 ¾ коп.; на капитал продовольствия – 6 руб. 18 коп. Общая сумма ​ денежных сборов составляла ​ 608 руб.11 ¾ копили 5 р90 ½ на 1 душу м.п.[14] ​ После проведения реформы государственной деревни 1864 г. платежи ​ увеличилисьТенденция к повышению налоговой нагрузки на крестьянские ​хозяйства сохранялась и в последующее ​время.
  
-Жители занимались исключительно земледелием и скотоводством, жили довольно бедно<​sup><​sup>​[[[11]]]</​sup>​ </​sup>​Во владении сельской ​ общины находилось ​ 387,9 десятин земли. Из них 381,1 десятин ​считались ​удобными для сельскохозяйственного производства, а 6,8 десятин неудобными<​sup><​sup>​[[[12]]]</​sup>​ </​sup>​. В соответствии с данными VIII-й ​ревизии (1858 г.) на 1 душу м.п. ​приходилось 4 десятины удобной земли. К 1906 г. в связи с ростом ​народонаселения доля душевого ​надела уменьшилась до 2,5 десятин<​sup><​sup>​[[[13]]]</​sup>​ </​sup>​.+В связи с ухудшением  условий жизни, уменьшением ​земельных наделов и увеличением налогов  ​крестьяне дерПшенгер-Баклауш ​были вынуждены ​осваивать новые сферы ​неземледельческих занятий. Среди них появились ​ лица, занятые  отхожими ​промыслами. По сведениям И.А. Износкова, в 1885 г.  6  жителей ​деревни  ​вовсе ​не проживали  ​в ​ней, а 8 мужчин  отлучались  ​на продолжительные заработки[15].
  
-За пользование общинной землей крестьяне дер. Пшенгер-Баклауш  несли платежи  в государственную ​казну. Оброчная плата до середины 1860-х гг. составляла 178 руб. 65 коп. (на одну душу м.п. – 1 руб.73 коп.; на одну ​десятину – 66 коп.), подушная подать – 103 руб.; общественный сбор 59 руб. 99 ¾ коп.; земский сбор – 107 руб. 37 ¾ коп.; на капитал ​продовольствия – 6 руб. 18 коп. Общая ​сумма  денежных сборов ​составляла ​ 608 руб.11 ¾ копили р. 90 ½ на 1 душу м.п.<​sup><​sup>​[[[14]]]</​sup>​ </​sup> ​ После ​проведения реформы государственной деревни 1864 г. платежи  увеличились. Тенденция к повышению налоговой нагрузки на крестьянские хозяйства сохранялась и в последующее ​время.+Миграция  ​за «лучшей жизнью» ​отмечалась на протяжении XIX – начала ​ХХ веков. Местом ​притяжения отходников, как правило, являлись ​ крупные торговые и промышленные центры. В материалах VIII-й ревизии 1834 г. содержится  информация о крестьянине  Ибрагиме Рахматуллине, исключенном из поземельной общины «дерПшенгер ​починка Баклауш» ​и приписанном к казанскому мещанству[16]В 1893–1894 ггбыли причислены вместе с семействами в Оренбургскую губернию крестьяне Абдулнафик Латыйпов, Шангарей Мухаметзянов ​и Фахрутдин Назмутдинов[17].
  
-В связи с ухудшением  условий жизни, уменьшением ​земельных ​наделов и увеличением налогов  крестьяне дер. Пшенгер-Баклауш были вынуждены осваивать новые сферы неземледельческих занятий. Среди них появились ​ ​лицазанятые  ​отхожими ​промыслами. По сведениям И.А. Износковав 1885 г ​6  ​жителей деревни ​ ​вовсе не проживали ​ в ней, а 8 мужчин  отлучались  ​на продолжительные заработки<​sup><​sup>​[[[15]]]</​sup>​ </​sup>​.+Местные жители активно осваивали такие отхожие промыслы как артельная пилка леса. В конце XIX века  этим  ремеслом занимались 2 человека, зарабатывая в год до  20 руб.[18]  Многие крестьяне после окончания полевых ​ уходили в Казань и Оренбург, где нанимались ​разнорабочими ​на фабрики и заводы[19]Среди ​жителей деревни ​имелись и квалифицированные мастера. ТакКурбангалей Сайфутдинов получил известность в округе ​изготовлением печей из кирпича и природного камня[20].
  
-Миграция  за «лучшей жизнью» ​отмечалась на протяжении XIX – начала ​ХХ веков. Местом притяжения отходников, как правило, являлись  ​крупные торговые и промышленные центрыВ материалах VIII-й ревизии 1834 г. содержится ​ информация о крестьянине ​ Ибрагиме Рахматуллине, исключенном ​из поземельной общины «дер. Пшенгер ​починка ​Баклауш» и приписанном к казанскому ​мещанству<​sup><​sup>​[[[16]]]</​sup>​ </​sup>​. В 1893–1894 гг. были ​причислены вместе ​с семействами в Оренбургскую губернию крестьяне ​Абдулнафик Латыйпов, Шангарей Мухаметзянов и Фахрутдин Назмутдинов<​sup><​sup>​[[[17]]]</​sup>​ </​sup>​.+Благоприятные природноеографические условия ​способствовали развитию пчеловодства. Этим промысло активно занимались 2 семьи, державшие до 30 ульев. Воск и мед сбывался на базарах в Арске,  что приносило ежегодно до  50 руб.[21] Представительницы женского пола в свободное время ткали холсты,  которые отчасти шли на изготовление одежды, а отчасти ​на продажу в городах[22]. В начале ХХ в. в дер. Пшенгер-Баклауш работала мелочная лавка, принадлежавшая ​местному жителю Нагиму Сабитову. ​ В ней торговали  продуктами питания, фабричной одеждой и бакалейными товарами[23]. Ежегодный оборот  заведения составлял ​ 200 руб.
  
-Местные жители активно осваивали ​такие отхожие промыслы как артельная пилка леса. В конце XIX века  этим  ремеслом занимались 2 человека, зарабатывая в год до  20 руб.<​sup><​sup>​[[[18]]]</​sup>​ </​sup> ​ Многие крестьяне после окончания полевых ​ уходили ​в Казань и Оренбурггде нанимались разнорабочими на фабрики и заводы<​sup><​sup>​[[[19]]]</​sup>​ </​sup>​. Среди ​жителей деревни имелись и квалифицированные мастера. Так, Курбангалей Сайфутдинов получил известность в округе изготовлением ​печей из кирпича и природного камня<​sup><​sup>​[[[20]]]</​sup>​ </​sup>​.+Несмотря на малочисленность и бедность населения  дер. Пшенгер-Баклауш ​ составляла отдельный мусульманский ​приход. Документально подтвержденных данных ​о времени появления ​в селении мечети не сохранилосьоднако можно утверждать, что ​в конце XVIII в. деревянная мечеть ​в деревне уже ​существовала[24]. ​ Первым из известных  ​руководителей махалли был Мухамадей Минкин. Он состоял в должности имам-хатыба с 1836 г. и возглавлял ​ приход до 1878 г.[25] Местная мечеть относилась ​к категории пятивременных (без ​минарета ​и право ​мулле совершать праздничные пятничные проповеди ​– хутбы), что было связано с малочисленностью прихожан. Несмотря на это, в Пшенгераклауше существовала мусульманская  школа (мектеб), где преподавал имам. Дети здесь  ​получали начальное образование ​на родном языкезнакомились с догматами исламского вероучения. В 1883 г. в мектебе обучалось 9 мальчиков и 6 девочек[26].
  
-Благоприятные природно-географические условия способствовали развитию пчеловодства. Этим промысло активно занимались 2 семьи, державшие до 30 ульев. Воск и мед сбывался на базарах в Арске, ​ что приносило ежегодно до  50 руб.<​sup><​sup>​[[[21]]]</​sup>​ </​sup> ​ Представительницы женского пола в свободное время ткали холсты, ​ которые отчасти шли на изготовление одежды,​ а отчасти на продажу в городах<​sup><​sup>​[[[22]]]</​sup>​ </​sup>​. В начале ХХ в. в дер. Пшенгер-Баклауш работала мелочная лавка, принадлежавшая местному жителю Нагиму Сабитову. ​ В ней торговали ​ продуктами питания,​ фабричной одеждой и бакалейными товарами<​sup><​sup>​[[[23]]]</​sup>​ </​sup>​. Ежегодный оборот ​ заведения составлял ​ 200 руб. +Чтобы повысить статус махалли и увеличить число прихожан в 1882 г. крестьяне дер. Пшенгер-Баклауш присоединили ​ к своему приходу жителей соседней деревни ​ Сенные покосы (ныне с. Ашитбаш) в количестве ​ 40 домохозяйств и 113  душ м.п. [27] С 1884 г. имам-хатыбом и мугаллимом в селении был Абдулшакир Хусаинов[28]. После его смерти в 1893 г.  функции ​ муллы временно исполнял имам дер. Ашитбаш Зарифзян Мухамадеев. Спустя некоторое время на  должность имам-хатыба пригласили муллу дер. Мешебаш Мамадышского уезда Казанской губернии Ахметхасана Абдулнафикова (1865-1920),​ окончившего 4-х классное городское училище в Казани[29]. Его кандидатура была поддержана Оренбургским магометанским духовным собранием и Казанским губернским правлением,​ после чего молодой мулла приступил к выполнению своих обязанностей[30].
- +
-Несмотря на малочисленность и бедность населения ​ дер. Пшенгер-Баклауш ​ составляла отдельный мусульманский приход. Документально подтвержденных данных о времени появления в селении мечети не сохранилось,​ однако можно утверждать,​ что в конце XVIII в. деревянная мечеть в деревне уже существовала<​sup><​sup>​[[[24]]]</​sup>​ </​sup>​. ​ Первым из известных ​ руководителей махалли был Мухамадей Минкин. Он состоял в должности имам-хатыба с 1836 г. и возглавлял ​ приход до 1878 г.<​sup><​sup>​[[[25]]]</​sup>​ </​sup> ​ Местная мечеть относилась к категории пятивременных (без минарета и право мулле совершать праздничные пятничные проповеди – хутбы),​ что было связано с малочисленностью прихожан. Несмотря на это, в Пшенгер-Баклауше существовала мусульманская ​ школа (мектеб),​ где преподавал имам. Дети здесь ​ получали начальное образование на родном языке, знакомились с догматами исламского вероучения. В 1883 г. в мектебе обучалось 9 мальчиков и 6 девочек<​sup><​sup>​[[[26]]]</​sup>​ </​sup>​. +
- +
-Чтобы повысить статус махалли и увеличить число прихожан в 1882 г. крестьяне дер. Пшенгер-Баклауш присоединили ​ к своему приходу жителей соседней деревни ​ Сенные покосы (ныне с. Ашитбаш) в количестве ​ 40 домохозяйств и 113  душ м.п. ​<​sup><​sup>​[[[27]]]</​sup>​ </​sup>  ​С 1884 г. имам-хатыбом и мугаллимом в селении был Абдулшакир Хусаинов<​sup><​sup>​[[[28]]]</​sup>​ </​sup>​. После его смерти в 1893 г.  функции ​ муллы временно исполнял имам дер. Ашитбаш Зарифзян Мухамадеев. Спустя некоторое время на  должность имам-хатыба пригласили муллу дер. Мешебаш Мамадышского уезда Казанской губернии Ахметхасана Абдулнафикова (1865-1920),​ окончившего 4-х классное городское училище в Казани<​sup><​sup>​[[[29]]]</​sup>​ </​sup>​. Его кандидатура была поддержана Оренбургским магометанским духовным собранием и Казанским губернским правлением,​ после чего молодой мулла приступил к выполнению своих обязанностей<​sup><​sup>​[[[30]]]</​sup>​ </​sup>​.+
  
 Во время службы в дер. Пшенгер-Баклауш ​ А.Абдулнафиков вел активную религиозно-просветительскую деятельность. Он имел широкий кругозор, ​ хорошо владел русским языком и был сторонников реформирования татарской школы. В 1910 г. в местном мектебе обучалось уже 22 мальчика и 23 девочки. ​ Во время проведения Первой всероссийской переписи населения 1897 г. А.Абдулнафиков в числе немногих представителей мусульманского духовенства безвозмездно исполнял обязанности счетчика,​ что значительно облегчило переписчикам работу с местным населением,​ в основной массе не владевшим ​ русским языком. Главным достижением имама стало строительство новой соборной мечети, ​ торжественно открытой ​ в 1909 г.  Ее здание сохранилось и служит в качестве дома культуры дер. Ак-Чишма. Во время службы в дер. Пшенгер-Баклауш ​ А.Абдулнафиков вел активную религиозно-просветительскую деятельность. Он имел широкий кругозор, ​ хорошо владел русским языком и был сторонников реформирования татарской школы. В 1910 г. в местном мектебе обучалось уже 22 мальчика и 23 девочки. ​ Во время проведения Первой всероссийской переписи населения 1897 г. А.Абдулнафиков в числе немногих представителей мусульманского духовенства безвозмездно исполнял обязанности счетчика,​ что значительно облегчило переписчикам работу с местным населением,​ в основной массе не владевшим ​ русским языком. Главным достижением имама стало строительство новой соборной мечети, ​ торжественно открытой ​ в 1909 г.  Ее здание сохранилось и служит в качестве дома культуры дер. Ак-Чишма.
Строка 29: Строка 27:
 //​Х.З.Багаутдинова//​ //​Х.З.Багаутдинова//​
  
----- +[1] Татарская энциклопедия. Казань,​ 2002. Т.1.   ​С.93.
- +
-[[[1]]] Татарская энциклопедия. Казань,​ 2002. Т.1.   С.93+
- +
-[[[2]]] НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д.128. Л.23об.+
  
-[[[3]]] Сборник материалов ​по истории Казанского края в XVIII вСоставил ​Д.А.Корсаков. ​ Казань,​ 1908.  С.254.+[2НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д.128Л.23об.
  
-[[[4]]] РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Д.402Л.366.+[3Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в. Составил ​Д.А.Корсаков ​Казань,​ 1908 С.254.
  
-[[[5]]] НА РТ. Ф.324. Оп.740. Д.37 Л.51об.+[4] РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Д.402. Л.366.
  
-[[[6]]] НА РТ. Ф.3. Оп.2. Д.26С.31-38.+[5] НА РТ. Ф.324. Оп.740. Д.37 Л.51об.
  
-[[[7]]] Список населенных мест по сведениям 1859 г ​СПб., 1866 С.13.+[6НА РТ. Ф.3. Оп.2. Д.26. С.31-38.
  
-[[[8]]] Список населенных мест ​Казанского уезда с кратким описанием. Составил И.А. Износков. Казань1885. С.4.+[7] Список населенных мест ​по сведениям 1859 г СПб., 1866 С.13.
  
-[[[9]]] Список селений Казанской губернии. Составлен К.П.Берстель. Казань, ​1908 С.21.+[8] Список ​населенных мест ​Казанского уезда с кратким описанием. Составил И.АИзносков. Казань, ​1885. С.4.
  
-[[[10]]] Список селений Казанской губернии. ​Вып.1. Казань, ​ 1910.  С.23.+[9] Список селений Казанской губернии. ​Составлен К.П.Берстель. Казань, ​1908.  С.21.
  
-[[[11]]] НА РТФ.324. Оп.740Д.37Л.51об.+[10Список селений Казанской губернииВып.1Казань, ​ 1910 С.23.
  
-[[[12]]] НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д.1310. Л.71-73.+[11] НА РТ. Ф.324. Оп.740. Д.37. Л.51об.
  
-[[[13]]] Там же.+[12НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д.1310. Л.71-73.
  
-[[[14]]] НА РТ. Ф.3. Оп.1. Д.12942. Л.23об-24.+[13] Там же.
  
-[[[15]]] Список населенных мест Казанского уезда с кратким описаниемСоставил И.АИзносков ​Казань,​ 1885 С.4.+[14НА РТ. Ф.3. Оп.1Д.12942Л.23об-24.
  
-[[[16]]] НА РТФ.3. Оп.2Д.26. С.31-38.+[15Список населенных мест Казанского уезда с кратким описаниемСоставил И.АИзносков ​Казань,​ 1885 С.4.
  
-[[[17]]] НА РТ. Ф.3. Оп.1. Д.13161. Л.92об., 108, 116.+[16] НА РТ. Ф.3. Оп.2. Д.26С.31-38.
  
-[[[18]]] НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д.592. Л.145об.+[17] НА РТ. Ф.3. Оп.1. Д.13161. Л.92об., 108, 116.
  
-[[[19]]] НА РТ. Ф.359. Оп.1. Д.90. Л.78-79.+[18] НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д.592. Л.145об.
  
-[[[20]]] НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д.1053, л.86.+[19] НА РТ. Ф.359. Оп.1. Д.90. Л.78-79.
  
-[[[21]]] НА РТ. Ф.359. Оп.1. Д.90. Л.78-79.+[20] НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д.1053, л.86.
  
-[[[22]]] Список населенных мест Казанского уезда с кратким описаниемСоставил И.АИзносков ​Казань,​ 1885С.4.+[21НА РТ. Ф.359. Оп.1Д.90Л.78-79.
  
-[[[23]]] НА РТФ.3. Оп.1Д.2440Л.516-534.+[22Список населенных мест Казанского уезда с кратким описаниемСоставил И.АИзносков ​Казань,​ 1885С.4.
  
-[[[24]]] РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Д.402. Л.366.+[23НА РТ. Ф.3. Оп.1. Д.2440. Л.516-534.
  
-[[[25]]] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.83. Л.72об.; Д.273. Л.252об.-253.+[24РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Д.402. Л.366.
  
-[[[26]]] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.3601. Л.297об.-298.+[25] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.83. Л.72об.; Д.273. Л.252об.-253.
  
-[[[27]]] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.3269. Л.2-3.+[26] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.3601. Л.297об.-298.
  
-[[[28]]] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.2869. Л.37об.-38.+[27] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.3269. Л.2-3.
  
-[[[29]]] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.4647. Л.2-5, 13.+[28] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.2869. Л.37об.-38.
  
-[[[30]]] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.5568. Л.55об.-56.+[29] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.4647. Л.2-5, 13.
  
 +[30] НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.5568. Л.55об.-56.